Энергоснабжение на промышленных предприятиях Санкт-Петербурга

энергоснабжение городаЭнергоснабжение на промышленных предприятиях Санкт-Петербурга как инновационный подход к проблеме повышения конкурентоспособности и повышения эффективности систем ресурсоснабжения.

Промышленность - один из наиболее крупных потребителей энергетических ресурсов Санкт-Петербурга. По данным единого топливно-энергетического баланса (ЕТЭБ) Санкт-Петербурга доля промышленности, как конечного потребителя энергетических ресурсов, составляет около 33%.

Примерная структура потребления ресурсов:

  • Природный газ - 33,9% (1407,6 тыс. т у.т.);
  • Тепловая энергия - 34,3% (1426,8 тыс. т у.т.);
  • Электрическая энергия - 16,9% (701,6 тыс. т у.т.). Итого: 4157 тыс. т у.т.

Соотношение между отпускаемыми из сетей города электрической и тепловой энергии - 0,25. Для сравнения, у населения, являющегося крупнейшим потребителем энергетических ресурсов:

  • Природный газ - 1,4% (703,8 т у.т.);
  • Тепловая энергия -74,6% (3715,8 т у.т.);
  • Электрическая энергия - 11,4% (560,8 т у.т.). Итого: 4980,4 т у.т.

Соотношение между отпускаемыми из сетей города электрической и тепловой энергии - 0,15 и свидетельствует о превалирующей доле тепловых нагрузок и, следовательно, значительных потерь в ЖКХ.

Как показывают результаты энергетических обследований, полученных на ряде крупных промышленных предприятий и комплексов, фактическое соотношение потребляемых электрических и тепловых нагрузок находится в пределах 0,22^-0,518. Нижний предел отвечает базовому периоду до реализации комплекса мероприятий программы энергосбережения и свидетельствует о значительных потерях тепловой энергии, достигающих 40% и более.

Допускаемое при этом избыточное потребление топлива может быть эффективно использовано для нужд экономического развития предприятия в результате энергосберегающих мероприятий. Во-первых, в результате снижения расходов топлива после внедрения соответствующих энергосберегающих мероприятий и устранения тепловых потерь. Во-вторых, в результате использования образовавшихся избытков топлива для генерации электрической и(или) тепловой энергии.

В случае, если вырабатываемой на тепловом потреблении предприятия электрической энергии достаточно для покрытия собственных нагрузок, то предприятие получает прибыль от прекращения затрат на закупку электрической энергии, а в случае организации торговли свободными мощностями в Санкт-Петербурге - дополнительную прибыль от продажи избыточной мощности (электрической и тепловой).

В возможности получения промышленным предприятием дополнительных прибылей в результате обращения с энергетическими ресурсами видится основной стимул энергосбережения промышленности и как потребителя энергетических ресурсов и как производителя энергоэффективных технологий, спрос на которые моментально возникнет со стороны других промышленных предприятий.

Таким образом, в создании взаимовыгодных условий - основа инноваций в системе ресурсопотребления промышленности. На необходимость использования потенциала энергосбережения промышленности для совершенствования ЕТЭБ Санкт-Петербурга указывают такие нормативные документы как принятые соответствующими Постановлениями Правительства «Концепция...» и «Региональная программ энергосбережения...».

Выше перечисленные документы устанавливают необходимость снижения потребления энергетических ресурсов в промышленности на более чем 1 млн. т у.т. При этом снижение потребления электрической энергии должно составить не менее 25%.

В соответствии с положениями Администрации города промышленность относится к вопросам ведения не Комитета по энергетике, выступающего заказчиком «Концепции...» и «Региональной программы энергосбережения...», а Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. В результате в программе отсутствуют решения по вопросам финансирования и стимулирования энергосбережения в промышленности.

Формы достижения эффекта энергосбережения

Здесь уместно рассмотреть этот вопрос о правомочности применения принудительной формы достижения эффекта энергосбережения, как то установлено Федеральным законом №261-ФЗ для предприятий, осуществляющих регулируемые виды деятельности с участием государства.

Промышленные предприятия (за исключением ГУП «ТЭК СПб» и ГУП «Водоканал СПб»), во-первых, к этой категории отнесены быть не могут и, во-вторых, плановые показатели энергосбережения, устанавливаемые Федеральным законом №261-ФЗ, не превышают 15%. Ссылки на будто бы большую энергоёмкость промышленности также несостоятельны. Так, по результатам энергетических обследований установлена незначительная доля затрат на энергетические ресурсы в общем финансовом обороте промышленных предприятий (до 4% в машиностроительном секторе). В то же время энергоёмкость предприятий ТЭК значительна.

Элементарные расчёты свидетельствуют, что конечный потребитель, включая население и промышленность, получает из сетей города энергию: тепловую с К.П.Д. ~ 0,7%, а электрическую с К.П.Д. ~25%. Результаты мониторинга РАН свидетельствуют о значительных тепловых сбросах и убытках экономики Санкт-Петербурга. Такое расточительное расходование дальнепривозного топлива для крупнейшего в мире северного мегаполиса недопустимо. В топливно-энергетическом комплексе Санкт-Петербурга преобладает раздельное производство тепловой и электрической энергии. Для сравнения, в городе Хельсинки доля тепловой энергии, вырабатываемой по теплофикационному циклу, составляла в 1995 году 85%.

В организации когенерационной выработки энергии на крупных промышленных предприятиях видится одно из основных направлений инновационного развития и повышения конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса города.

И такие работы на ряде промышленных предприятий и комплексах ведутся пока в инициативном порядке, в рамках проектов Демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности. Предварительные расчёты показывают, что организация когенерационной выработки при безусловной окупаемости потребуют инвестирования в капитал предприятий более 20-30 млрд. рублей.

Установленные региональной программой как планируемые Правительством Санкт-Петербурга ресурсы энергосбережения промышленности - хороший знак для промышленности, позволяющий ставить вопрос о ведении работ в рамках городской комплексной инновационно-промышленной программы, разрабатываемой Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли, и о формировании госзаказа на освоение ресурса энергосбережения и стимулирования промышленности, формирование новых условий взаимодействия с доминирующими в ресурсоснабжении монопольными структурами.

На сегодня, по решению Дирекции «АПП СПб», промышленными демонстрационными зонами могли бы быть, прежде всего: ОАО «Красный Октябрь», ПАО «Ижорские заводы», АО «ГОЗ Обуховские заводы», ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга», ПАО «Светлана», ГОУ «СПбГПУ», АО «Адмиралтейские верфи», а также ряд других крупных предприятий, располагаемых в энергодефицитных микрорайонах города и обладающих мощными знергогенерирующими установками требующих модернизации.

На первом этапе должен быть выполнен комплекс работ по снижению потребления промышленными предприятиями энергетических ресурсов (прежде всего электрической энергии) из сетей города, включая:

  • энергетические обследования и разработка программ энергосбережения;
  • разработку типовых проектов альтернативной энергетики для отработки в демонстрационных зонах и схем эффективного управления проектами;
  • реализацию проектов по схеме энергосервисных контрактов на инвестиционной основе;
  • привлечение субъектов малого предпринимательства и бизнеса.

Как показывают результаты энергетических обследований значительную долю (более 20% электрических нагрузок крупного промышленного предприятия) составляют непроизводственные расходы электроэнергии (потери в сетях, трансформаторах, а также затраты на собственные нужды котельных и т.д.), которые могли бы быть компенсированы электрической энергией вырабатываемой на электрогенерирующих установках на собственных котельных.

Результаты энергетических обследований, выполненных совместно с органами Госэнергонадзора, показали, что для крупных котельных наиболее и в наибольшем объёме покрытие электрической энергии для собственных нужд достигается с применением паротурбинных установок, полезно утилизирующих паровой потенциал. Оптимальный тип электрогенерирующей установки может быть принят по результатам расчёта тепловой схемы, анализа режимов котельной и ТЭО. Окупаемость такого рода проектов в короткие сроки может быть обеспечена в условиях существующей тарифной политики.

На этапах дальнейшего развития энергокомплексов промышленности необходимо введение единой автоматизированной системы для управления и оптимизации режимов городских систем ресурсоснабжения с учётом возможности приёма в сети избыточных энергетических ресурсов промышленных предприятий. Возможность отпуска избыточной тепловой энергии от реконструируемых энергокомплексов ПАО «Светлана» и Политехнического университета по пессимистическому сценарию может составить 80 Гкал/ч, а по оптимистическому - до 200 Гкал/ч. Высвобождаемая электрическая мощность может составить 15 МВт и более.

В результате развития когенерации на ОАО «Красный Октябрь» может быть снижено потребление электрической энергии из сетей города на 35 ГВт-ч и отпущено в тепловые сети города до 35 Гкал/ч. Реализация демонстрационного проекта «Колпино - «Ижорские заводы» позволило бы снизить потребление электрической энергии из сетей города на 470 ГВт-ч за счёт развития собственной ТЭЦ, причём без увеличения объёмов потребления топлива. Дирекция демонстрационной зоны располагает данными по ряду изолированных энергодефицитных районов, в которых оптимальный топливно-энергетический баланс может быть восстановлен с участием промышленных предприятий.

Резюме:

Анализ структуры и динамики тарифов на электрическую энергию свидетельствует:

  • о неуклонном росте тарифов;
  • об опережающем росте тарифов по отношению к себестоимости генерации;
  • о высоких затратах в распределительных сетях регионального рынка, соизмеримых со стоимостью генерации.

Такое установившееся соотношение характерно для всего следующего за 2015 годом периода и свидетельствует об отсутствии у поставщиков, монополизировавших региональный рынок энергетических ресурсов, каких-либо реальных предложений по снижению роста тарифов в системе централизованного электроснабжения.

В сложившихся условиях наиболее эффективным направлением в проблеме снижения затрат предприятий на электрическую энергию является внедрение в инженерную инфраструктуру города распределённой генерации электрической энергии, организуемой на промышленных предприятиях.

В качестве генерирующих установок экономически обосновано применение установок с электрическим К.П.Д. не менее 25%. В число таких установок попадает ГТУ мощностью более 1,5 МВт и газопоршневые установки. Возможность применения установок такого класса представляет значительный интерес для «АПП СПб» и её членов (ПАО «Пролетарский завод», АО «ОДК–Климов», ОАО «Звезда» и др.), и реализация этой возможности представляет новое направление инновационной и инвестиционной деятельности в энергосбережении.

Вопрос применения конкретного вида установок может быть решён по результатам анализа энергетического баланса на каждом конкретном предприятии в ходе энергетического обследования и технико-экономического обоснования в программе энергосбережения.

Наличие всё возрастающего дефицита в энергоснабжении и неспособность естественных монополистов осуществить кардинальную реконструкцию топливно-энергетического комплекса за свой счёт показывает необходимость корректировки генеральных схем развития инженерной инфраструктуры. Естественно с учётом всех выявленных ресурсов промышленности, неиспользуемых в настоящее время в энергетическом балансе города.

Добавить (отзыв, комментарий)