История Ленинградского металлического завода (ЛМЗ)

В 2022 г. Ленинградский металлический завод (ЛМЗ), входящий в ГК АО «Силовые машины» отметил 165-летие. Из истории: купец С.Н. Растеряев, владелец кожевенной фабрики в Палюстрово (Полюстрово), открыл небольшое предприятие, на котором производились приборы отопления, котлы, выполнялись различные металлические работы. В 1857 г. создается «Компания Санкт-Петербургского металлического завода», устав компании утвердил император Александр II.

Компания Санкт-Петербургского металлического завода

Первыми акционерами компании «Санкт-Петербургский металлический завод» стали купцы Сергей Растеряев, Эрнст Кольбе и Гуго Классон, граф Николай Мусин-Пушкин и отставной полковник Теодольф Жирард. В феврале 1858 г. были выпущены первые акции, на первом собрании акционеров С.Н. Растеряев был избран руководителем компании, в 1859 г. основателя завода на посту директора правления сменил Э. Мейер.

СПб Металлический завод

В 1865 г. предприятие получило государственный заказ на изготовление телеграфной проволоки. В 1867 г. на предприятии освоили выпуск подъемных кранов. С 1869 г. было начато производство металлических конструкций для пролетов мостов и гидравлических домкратов для орудий. В 1875 г. налажен выпуск труб для водостоков под железнодорожными насыпями.

В 1879 г. на СПб Металлическом заводе изготовили первый плавучий паровой подъемный кран. С 1880 г. на предприятии стали производить паровые котлы. В 1884 г. на заводе приступили к производству паровых воздушных насосов. В 1886 г. Санкт-Петербургский металлический завод впервые в Российской империи выпустил барбетные установки (неподвижные открытые платформы) для броненосца «Чесма».

СПб Металлический завод в разные годы выпускал металлоконструкции для Сенного рынка (1883 г.), Андреевского рынка (1891 г.), Санкт-Петербургской императорской консерватории (1893 г.), храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови, 1894 г.), дезинфекционные камеры для Александровской больницы (1894 г.) и др.

В 1914 г. на Петроградском металлическом заводе изготовили артиллерийские береговые башенные установки для фортов Алексеевского («Красная горка») и Николаевского («Инно»). После национализации предприятия Петроградский металлический завод входил в Петроградский государственный машиностроительный трест. Завод занимался ремонтом военных кораблей и производством минных якорей. В 1920 г. были выпущены детали статоров и крестовин генераторов для Волховской ГРЭС. В 1923 г. на предприятии начали сборку узлов первой советской паровой турбины.

Ленинградский металлический завод

С 1924 г. — Ленинградский металлический завод крупного машиностроения. С 1929 г. стала выходить заводская газета «Полюстровский гигант» (в дальнейшем «Сталинец», «Турбостроитель»). Товарный знак предприятия (клеймо) — треугольник из букв «ЛМЗ» стали использовать с 1930 г., в этом же году заводу присвоили имя Сталина. С началом Великой Отечественной войны часть оборудования Ленинградского металлического завода им. Сталина эвакуировали в Юргу и Верхнюю Салду. На оставшихся мощностях предприятия выполняли оборонные заказы. В 1945 г. завод был награжден первым орденом Ленина.

После войны и восстановления ЛМЗ им. Сталина на предприятии возобновили турбинное производство. В 1956 г. на заводе изготовили узлы наземного стартового комплекса для запуска первого искусственного спутника. В 1957 г. в связи со 100-летие со дня своего образования предприятие награждается вторым орденом Ленина. В 1958 г. была разработана и выпущена вошедшая в Книгу рекордов Гиннесса паровая турбина ПВК-200 мощностью 200 МВт.

С 1962 г. — Ленинградский Металлический Завод им.22 Съезда КПСС. В 1967 г. был открыт музей истории ЛМЗ. В 1971 г. – завод был награжден орденом Октябрьской революции. В 1977 г. на предприятии изготовили первую радиально-осевую гидротурбину для ГЭС на Енисее. В 1980-х гг. на ЛМЗ осваивается производство турбин для атомной энергетики. С 1992 г. — АООТ «Ленинградский металлический завод». В начале 2000 г. АО «ЛМЗ» вошел в состав холдинга «Силовые Машины».

Добавить (отзыв, комментарий)