История арендных отношений насчитывает много веков и в разное время в России их именовали по-разному: откуп, съем и так далее.
В том виде, в каком аренда существует сейчас, она впервые появилась в 60-х годах прошлого века вместе с образованием, так называемых управлений механизаций, работавших в Советском Союзе.
Основная задача таких организаций заключалась в предоставлении в аренду и техническом обслуживании строительной и дорожной техники по твердым расценкам, утвержденным на государственном уровне.
Бурное развитие строительного бизнеса закономерно повлекло за собой и рост числа услуг аренды специальной техники. Наиболее востребована такая услуга небольшими строительными организациями, которые не имеют возможности в силу высокой цены на новую и б/у спецтехнику приобретать ее в собственность.
Нередко и крупные подрядчики в тех ситуациях, когда срочно требуется завершить строительство объекта или собственная рабочая техника выходит из строя, берут автокраны и др. строительную технику в аренду в специальных фирмах. При этом, как правило, доля арендуемых машин не превышает 5% общей численности автопарка.
Сами организации, оказывающие услуги аренды специальных механизмов, подразделяются на 2 категории. Первую категорию составляют фирмы, чьим основным видом деятельности является сдача строительной и дорожной техники в аренду, в том числе с обученным персоналом.
При этом такие организации имеют внушительный автопарк и их клиентами являются крупные компании. А ко второй категории относятся организации, которые при наличии временно простаивающего парка, могут сдавать его небольшим строительным компаниям.
В перечень наиболее востребованной спецтехники входят:
Большая часть специализированного автопарка, как правило, представлена продукцией иностранного производства.
Основное различие лизинга от аренды заключается в том, что при лизинге вся техника предоставляется в наем с условием последующего выкупа и одновременно является залогом.
Эти виды использования строительных механизмов органично дополняют друг друга. Вместе с тем, в связи с разразившимся кризисом, вероятнее всего, спрос на лизинг в долгосрочной перспективе немного снизится, уступая место более упрощенной схеме классической аренды.
Наряду с этим, лизинг обладает существенным недостатком, прежде всего для финансовых организаций - банков. При отказе от выкупа лизингополучателем оборудования для банка и продавца возрастает вероятность остаться с достаточно изношенной техникой, которую потом проблемно будет продать на вторичном рынке. Однако банки идут на эти риски, благодаря чему строительная фирма может получить в пользование качественное дорогостоящее оборудование, приобрести которое при других обстоятельствах было бы проблематично.
Что же включает в себя услуга - аренда строительной техники и как сформулировать в «двух словах»? Это, в первую очередь, предоставление в пользование заказчику технически исправной и готовой к эксплуатации спецтехники с топливом, достаточным для производства планируемых работ. В удобное для заказчика время проводится техническое обслуживание и ремонт неисправных узлов и деталей. При необходимости арендная техника оснащается стандартным инвентарем.
Заказчик за дополнительную плату может получить ряд дополнительных услуг, к примеру, доставку техники до рабочей площадки, профессиональный инструктаж, дозаправку топливом и прочее.
Вся остальная работа спецтехники находится уже за пределами зоны ответственности арендодателя и становится заботой исключительно заказчика. Основные требования, предъявляемые к заказчику - это соблюдение техники безопасности и грамотная эксплуатация арендных механизмов.