Первые русские автомобили

В 1896 году на Нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставке был показан первый русский автомобиль созданный инженерами Евгением Александровичем Яковлевым и Петром Александровичем Фрезе.

В 1907 году в самом центре столицы Российской империи на Малой Конюшенной улице открылся большой магазин с необычным для того временам профилем — «Автомобильные принадлежности». В автомагазине торговали всем необходимым для эксплуатации и мелкого ремонта легковых автомобилей, которых в Санкт-Петербурге в ту пору насчитывалось меньше 1000 единиц.

Первый русский автомобиль Яковлева — Фрезе

После изготовления в единственном экземпляре первого русского автомобиля Яковлева — Фрезе и преждевременной кончины Евгения Александровича Яковлева (1857-1898 гг.) экипажная фабрика «Фрезе и К°» перестала выпускать двигатели внутреннего сгорания, перепрофилировалась и начала серийный выпуск автомобилей из деталей, приобретенных в основном у французской фирмы «Рено». Отечественными в них были только кузова.

В 1910 году на Петербургской международной автовыставке «Фрезе и К°» завоевала золотую медаль, а Петр Александрович Фрезе (1844-1918 гг.) решил уйти от дел, продал автомобильное предприятие Русско-Балтийскому заводу.

4-цилиндровый фаэтон Лесснер, 22 л. с., 1907 год

Иначе поступил директор машиностроительного, чугунолитейного и котельного завода акционерного общества «Г.А. Лесснер», даже не пытаясь производить полностью свою машину. В марте 1902 он подписал договор с немецкой фирмой «Даймлер» о совместном производстве автомобилей. При этом наиболее сложные агрегаты поступали на завод из Германии в собранном виде. До 1909 года выпустили около сотни автомашин, затем производство было прекращено.

автомобиль Пузырева, 1912 год

В том же 1909 году в Головинском переулке рядом с Черной речкой (Выборгская сторона, ныне Красногвардейский переулок) появился первый в стране и единственный в тот период «Русский автомобильный завод», основанный Иваном Петровичем Пузыревым, владельцем магазина «Автомобильные принадлежности».

Первоначально здесь выполняли капитальный ремонт машин любых марок, пользуясь налаженными связями магазина с иностранными фирмами. Попутно Пузырев тщательно изучал характер и причины выхода из строя деталей и отдельных агрегатов. Затем, используя результаты проведенного анализа и учитывая неблагоприятные дорожные условия в России, сконструировал автомобиль повышенной надежности и наладил серийный выпуск автомобилей на своем заводе. Машины собирали полностью из отечественных деталей и материалов.

В январе 1911 года вышел первый автомобиль Пузырева. При достаточно современной по тому времени компоновке всей конструкции машина имела открытый кузов со складным тентом. Двигатель мощностью в 35 лошадиных сил уже в 1912 году заменили на более мощный — в 40 л. с.

Повышенная надежность и прочность автомобиля были доказаны в организованном пробеге 1912 года по маршруту Петербург-Париж-Петербург. За рулем сидел сам Иван Петрович Пузырев, все обошлось без поломок и неисправностей.

Кроме автомобильного магазина и завода, Пузырев основал еще и школу шоферов, пользующуюся огромным успехом. В январе 1914 года на заводе произошел крупный пожар: сгорели все мастерские и помещения. Это событие трагическим образом повлияло на Ивана Петровича, такой удар судьбы он не перенес, тяжело заболел и скончался в сентябре 1914 года, его похоронили на Никольском кладбище.

Добавить комментарий