В какое учреждение обратиться?

отделение МФЦ в Санкт-ПетербургеГраждане очень часто обращаются для разрешения своих жизненных ситуаций в различные органы власти и управления. Как определить учреждение, в которое нужно обратиться, какой порядок подачи обращения или жалобы, что делать, если не удовлетворены полученным ответом или услугой? Советы будут полезны не только обычным людям, но и тем, кто изучает или интересуется вопросами государственного и муниципального управления.

В жизни каждого человека неизбежно возникают проблемы, которые необходимо преодолевать. Решение многих из них зависит от взаимодействия с другими людьми, организациями, властными структурами. Раньше, при царе-батюшке, все было ясно: «барин приедет, рассудит, а то и накажет». В советское время тоже было понятно - профком, партком, исполком. А теперь порой и не знаешь, куда бежать, кому жаловаться, кому бить челом? Профком, партком, исполком исчезли, а барин хоть и сегодня есть, да вот беда - проблемами других людей он заниматься не желает.

Попробуем хотя бы в самом общем виде разобраться, кто и за что отвечает в нашем государстве. Государственная власть осуществляется тремя ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Многими вопросами повседневной жизни занимаются органы местного самоуправления. Каждая ветвь власти имеет свои полномочия: права и обязанности.

Законодательная власть принимает законы. Если хотите изменить или принять какой-либо закон, можете обратиться туда, возможно, к вам и прислушаются. А вот писать жалобы и что-либо просить у законодателей бесполезно, ваши обращения в лучшем случае отправят в другие органы власти. Судебная власть разрешает споры между гражданами, организациями и органами власти, принимает решения в случае нарушения законов кем-либо. Вывод: если вы считаете, что кто-то нарушил ваши права, нужно идти в суд. Правда, в нашей стране на сегодня это хлопотно, долго и стоит порой немалых денег. Исполнительная власть призвана, в соответствии с законами государства, осуществлять деятельность по всему спектру административных, экономических и социальных задач. Следовательно, большинство вопросов решаются именно органами исполнительной власти.

Возникающие в связи с этим сложности рядовых граждан в основном обусловлены непониманием ее структуры и иерархии. Во-первых, нужно учитывать, что исполнительная власть разделена на два уровня: федеральную исполнительную власть и исполнительную власть субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ каждый уровень имеет свои полномочия. Во-вторых, на уровне городов, сел, поселков, деревень многие вопросы отнесены к компетенции органов местного самоуправления. В-третьих, в большинстве случаев органы власти осуществляют лишь контроль, а решение задач непосредственно передано подведомственным организациям и учреждениям. Следовательно, схема обращения гражданина будет различаться.

Пример обращения гражданина

Для понимания разберемся на примере обращения гражданина по поводу пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении в Санкт-Петербурге и городе Всеволожске Ленинградской области. Первое обращение родители направляют заведующему детским садом. Если принятое решение их не удовлетворило, то с соответствующей жалобой в Санкт-Петербурге они обращаются в отдел образования администрации административного района Санкт-Петербурга и далее в Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, а во Всеволожске - в администрацию муниципального образования города.

А куда направить родителям запрос или претензию относительно обучения сына, дочери в университете Санкт-Петербурга? Сначала к ректору, а затем в Министерство образования РФ. По поводу же обучения в колледже культуры и искусства Ленинградской области необходимо сначала прийти на прием к директору колледжа, а затем в Комитет по образованию Правительства Ленинградской области.

Как видим, чтобы не потерять время и усилия, нужно знать, куда обращаться. Что для этого нужно сделать? Можно проконсультироваться непосредственно в органах государственной власти и местного самоуправления, а проще всего - в многофункциональном центре. В МФЦ, работающем по принципу «одного окна», можно получить различные государственные или муниципальные услуги. Например, оформить пособие по уходу за ребенком, подать заявление в ЗАГС или зарегистрировать право собственности. Потребуется один или два визита: для подачи необходимых документов и получения результата. Почти аналогичный сервис предоставляют и интернет-порталы федеральных и региональных государственных услуг.

Наконец, можно позвонить в орган государственной власти или местного самоуправления и уточнить, какой орган или учреждение выполняет необходимую функцию, оказывает услугу и кому подчиняется. При этом важно помнить, что нужна последовательность обращений. Если написать жалобу сразу Президенту РФ, то, скорее всего, она вернется на самый нижний уровень управления и будет рассматриваться там. По всем случаям нарушений порядка и сроков рассмотрения обращений и жалоб необходимо обращаться в органы прокуратуры РФ.

Добавить (отзыв, комментарий)