Промышленное развитие Санкт-Петербурга, конец 19 — начало 20 века

Первая в России магистральная железная дорога Петербург — Москва, построенная в 1842-1851 годах, значительно усилила экономико-географическое положение города, особенно после развития рельсовой сети за Москвой. Во второй половине 19 века организован подход к столице с южных регионов еще ряд железнодорожных линий, возрастает снабжение петербургской промышленности сырьем (металл, хлопок, минеральное топливо и т.д.) за счет импортных поставок и внутренних источников.

Дом и завод Л. Нобеля, старое фото

Стоит заметить, что Санкт-Петербург, через который первое время после постройки Николаевской железной дороги импортный уголь шел и в Москву, зависел вплоть до 1914 года от импортных поставок. Иначе обстояло дело с металлом, где постепенно удавалось освободиться от зависимости импорта, который в 1870-х годах в период низких таможенных тарифов обеспечивал львиную долю металлопотребления.

Уменьшение доли импорта произошло с этапом бурного развития русской металлургии, немало повлиял и тот факт, что петербургские заводчики смогли добиться введения высокодифференцированных льготных железнодорожных тарифов при провозе продукции на большие расстояния. Тесно связанные с казенными заказами заводчики часто добивались особых льгот, нейтрализовавших для них дороговизну дальнепривозного металла. Вместе с тем росло потребление и местного лома, в 1913 году его доля составила 62,6% производства стали в Петербурге.

Среднеазиатский хлопок в конце 19 начале 20 века лишь в малой степени смог отвоевать себе рынок петербургских текстильных фабрик. Устойчивая тенденция ориентации на импорт сырья можно объяснить ниточно-прядильной специализацией петербургского текстиля, заинтересованного в высококачественных сортах хлопка, который в то время еще не культивировался в Средней Азии. В то время на импортном сырье работали и многие другие промышленные отрасли Петербурга. Например, полностью резиновая, шоколадная, а кожевенные заводы широко импортировали дубители, для производства серной кислоты применялся ввозимый серный колчедан.

Бесспорно, что широкое развитие импортных операций петербургской промышленности, отражавшее ее экономическо-географическое положение, создавало благоприятное положение дел для проникновения в промышленный сектор иностранного капитала. Если перед первой мировой войной Санкт-Петербург сосредотачивал около 11% промышленности России, то инвестированные здесь в промышленность иностранные капиталы достигали 20% всех иностранных вложений. Львиная доля инвестиций попадала на промышленность связанную с металлом — 177,1 миллион рублей из 286,6 млн. руб.

Вид на Балтийский завод с Невы, фото 1903 год

Промышленное мастерство опиралось, прежде всего, на широкие трудовые навыки русских рабочих и инженеров не раз удивлявших своих иностранных хозяев. Многочисленные выдающиеся технические новшества и изобретения, которые реализованы в Петербурге, неразрывно связанны с общим ходом самобытной русской технической мысли.

В период капиталистического развития промышленности в Санкт-Петербурге на рубеже конца 19 и начала 20 века огромное влияние на притяжение в город отдельных отраслей оказывало то обстоятельство, что город являлся столицей.

Большое развитие имели и отрасли, связанные с ролью Петербурга как культурного центра России — полиграфия, производство канцелярских принадлежностей и др. Но главное, конечно, заключается в сосредоточении необычайно «сильной» металлообработки и получении казенных заказов от железнодорожных, морских и военных ведомств. Деловые связи с правительственными учреждениями, с военными и морскими ведомствами обеспечивали ссуды, субсидии, выгодные ликвидации взаимных претензий, а в некоторых случаях и выкуп в казну (Балтийский, Обуховский заводы).

Паровозостроение, для которого в Петербурге не было серьезных предпосылок, в периоды оживления железнодорожного строительства буквально «захватывалось» петербургскими заводами, которым приходилось для этих целей быстро менять профиль производства.

В периоды значительного сокращения государственных заказов заводы Петербурга, стремясь использовать свою производственную мощность, интенсивно осваивали новые для России отрасли машиностроения. Характерен в этом отношении пример завода Нобеля, производившего сначала минное оборудование и малые минные суда, после освоившего производство двигателей для нефтяной промышленности, дизеля и др. Многие предприятия меняли по несколько раз свой профиль, накапливая производственный опыт. Таким образом, возник специфический — универсально-квалифицированный «петербургский промышленный профиль» монополизировавший множество отраслей.

Добавить комментарий