История Балтийского вокзала

В самый разгар Крымской войны (1853-1856 гг.), которая значительно истощила казну, показала экономическое бессилие крепостной России, техническую осталось во многих сферах шло строительство железнодорожной линии Петербург-Петергоф. Вторая по счету после Царскосельской дворцовая железная дорога протяженностью 32 километра, строилась на средства российского финансиста, промышленника барона Александра Штиглица.

Балтийский вокзал, старое фото, открытка

Возводить дорогу начали в 1853 году с отступлением от набережной Обводного канала, где на свободном в то время участке предусмотрели создание привокзальной площади и зданием вокзала — сейчас набережная Обводного канала, 120. Здание вокзала спроектировал известный российский архитектор Александр Иванович Кракау (1817-1888). По его проектам в Санкт-Петербурге и других местах было осуществлено более 200 разных реконструкций и построек.

Петергофский (Балтийский) вокзал занял участок в 2600 квадратных сажен, ширина его по главному фасаду составляла 56,5 метра. Двухэтажные боковые флигеля с ризалитами, резко отличали его планировку от других вокзалов. Левый флигель со стороны площади предусмотрели для царских апартаментов, занимавших в нем как первый, так и второй этажи.

Царские комнаты левого флигеля от служебных помещений правого отделяли пути. И в целом планировка левого флигеля создавала его полное «отождествление», изолированность от других частей вокзала, что в значительной степени облегчало охрану привилегированных особ. Зал ожидания, багажные отделения, кассы размещались в правом корпусе.

Расстояние левого крыла вокзала от правого составляло 24 метра. На этом пространстве соорудили рельсовые пути и три платформы. Поезда, как и на других петербургских вокзалах, подходили под дебаркадер. Царский поезд подавался к левой береговой платформе, так что самодержцу и его свите нужно было пойти совсем небольшое расстояние, чтобы оказаться в своем салон-вагоне. Поданный поезд отрезал возможность перехода из правого крыла — общедоступного, в левое крыло — царское.

Оба боковых крыла вокзала соединялись крытой галереей-дебаркадером с массивным полукруглой формы окном в лицевом фасаде. Снаружи подходы и подъезды к зданию были сделаны в виде двух самостоятельных пандусов с боковыми съездами, которые позволяли экипажам въезжать под арочные ризалиты, пассажиры проходили на вокзал через арки входы.

Вокзал в Петергофе, старое фото

Двухпутная железнодорожная линия заканчивалась в Петергофе и на ее конечном пути также построили вокзал, который проектировал архитектор Николай Леонтьевич Бенуа. И здесь финансировал строительство барон фон Штиглиц. Специалисты считают вокзал в Петергофе одним из самых оригинальных зданий подобного назначения в России. Бенуа применил готические формы архитектуры: стрельчатые арки, башенки, оконные проемы со сложными рамами.

Открытие движения по новой железной дороге состоялось 21 июля 1857 года. В этот летний день к 10 часам утра к новому вокзалу непрерывным потоком прибывали кареты. К перрону подали состав из 14 вагонов производства Александровского (ныне «Пролетарский») завода. В каждом вагоне ехало по 20 «высокопоставленных особ», всего около 300 человек. Через 1 час и 10 минут после отправления поезд благополучно прибыл на конечный пункт — в Новый Петергоф.

Через 5 лет после открытия начались работы по продлению дороги до Ораниенбаума с одной промежуточной станцией, получившей название Старый Петергоф. Общая длина железной дороги достигла 45 километров. 7 июня 1864 года по ней от Петербурга до Ораниенбаума прошел первый сквозной поезд, состоявший из двух дачных вагончиков.

Роль Петергофской дороги значительно возросла после постройки железнодорожной линии Балтийский порт — Гатчина — Нарва — Ревель, так как соединённая с этой дорогой Петергофская ветка стала частью магистрали, протяженностью в 413 километров. 19 декабря 1872 года к Петергофскому вокзалу в Петербург прибыл первый пассажирский поезд из Ревеля (Таллин, Tallinn). После открытия регулярного движения вокзал получил современное название — Балтийский (до 1872 года назывался Петергофским вокзалом).

Добавить комментарий