Выборгская и Петербургская стороны в 1860-х годах

«Петербургский листок» в 1864 году опубликовал: «Если вы, переехав Литейный мост, минуете академию (здесь имеется в виду сегодняшняя Военно-медицинская академия) и направитесь куда угодно, все окружающее перенесёт вас в Тамбов, Курск, Калугу, да и то не на лучшие улицы поименованных городов, а в самую глушь провинции… Грязь, выбоины на мостовой и по ночам темнота — вот главные черты, характеризующие нашу пространственную местность».

Финляндский проспект, Выборгская сторона, старое фото

«Петербургский листок» за 1865 год: «Самая аристократическая улица на Выборгской — Финляндский проспект. На нем помещается лучший в этой части города трактир «Выборг». Здесь же аптека, булочная и несколько мелких лавок… С наступлением вечера Выборгская сторона была страшна для остальной части города. Ни один извозчик не соглашался везти седока далее Литейного моста».

двор на Выборгской стороне Петербурга, старое фото

В свою очередь и Петербургская сторона имела не менее провинциальный вид, представляя собой, подобие тихой заводи, в которой не было слышно шума городского…»

Петербургская сторона, Большой проспект, старое фото

Русло Карповки в 1860-х годах по воспоминаниям представляло собой идиллическое зрелище: «Карповка изобиловала довольно живописными местами, в особенности близ дачи графа Борза (сейчас место где находится улица Даля в Петроградском районе Санкт-Петербурга), была окружена превосходным тенистым садом. У противоположного берега реки Карповки купались постоянно обитатели ее…»

Стихотворение неизвестного автора:

Бросают сор там из окошек,
На улицах панели нет,
Там любят голубей и кошек,
На щепках варится обед.
Курят зеленые сигары,
И папиросы страшно жгут,
Нередко там под звук гитары
Романсы нежные поют.
Там у ворот, собравшись дружно,
Канцеляристы в неглиже
Толкуют, как писать бы нужно
Красивое большое «Ж».
Цикорий жарят утром рано;
И всюду сильно пахнет им;
Там кур разводят по чуланам,
Прельстятся барышом большим.
Зимой отличная дорога,
Но осенью, весною — грязь;
А летом пыли очень много,
Ходить там нужно навострясь.
Шарманщик, спьяну, запоздалый
Появится ли у ворот,
К нему все тотчас, старый, малый,
Бегут кругом, разиня рот…

Очень ярко описал окраинное захолустье в этом стихотворении, напечатанном в одном из номеров «Северной пчелы» в 1860 году «тайный петербургский поэт».

Добавить (отзыв, комментарий)