История застройки Купчино

Начало истории Купчино, если опираться на ряд независимых источников, можно датировать 1676 годом с первого упоминания деревни под звучным названием Купсино (на то время земля принадлежала Швеции). В 1702 году в ходе Северной войны деревня взята русскими войсками, а по «Ништадтскому мирному договору», подписанному в 1721 году входит в состав Российской империи.

станция «Фарфоровский Пост»

Фото: Железнодорожная станция «Фарфоровский Пост». Вокзал и путепровод. Из фондов ЦГАКФФД СПб, начало 20 века.

История застройки нынешнего жилого массива Купчино началась не в советское время, а гораздо раньше. Волково поле (части сегодняшних Фрунзенского и Московского районов) и всё, что южнее — начиналось в 1903 году с предложения крестьян Московско-Ямской слободы продать свои земли городу, чтобы проложить новые улицы. В том же году лесовод Можаровский представил в городскую Управу свой план организации новой местности.

Купчинские карьеры

Фото: Купчинские карьеры, новостройки.

В начале января 1904 года городская Управа Петербурга обратилась к крестьянам с предложением — безвозмездно передать свои земли городу (только ту территорию, которая не должна была отойти под новые улицы) и принять на свой счет расходы по полному обустройству здешних мест.

Крестьянский сход только 12 марта 1909 года согласился отдать земли при ширине улиц 10 саженей (21 метр), но благоустройство финансировать отказался. С 1909 года начинается активная «самозастройка» участка между Лиговкой, Рощинской улицей и Витебской железной дорогой. Цена земли в этом районе взметнулась до 25 рублей за квадратный сажень, что являлось выше среднего даже по Петербургу.

В те времена Волково поле и земли купчинских крестьян пересекало множество проточных канав, полевых дорог и даже железнодорожных веток. Городской думе пришлось подготовить обращение к Николаю II с просьбой разрешить изменение плана данной территории, который был утвержден еще в 1880 году: только после «высочайшего соизволения» появилась возможность трассировать и прокладывать новые улицы, которых изначально планировалось довести до 20.

Принцип наименования этих улиц стал таким: преимущество отдавалось уездным городам Курской, Киевской и Черниговской губерний. Правда были предложены и «улицы писателей» — Чеховская, Некрасовская, Тургеневская (сейчас почти на этом историческом месте Белградская, одна из основных улиц Фрунзенского района). Оставили Виндавский проезд (от тогдашнего названия железной дороги), Московско-Ямской проезд (в память о слободе), Цветочную, Заставскую, Воздухоплавательную — все три улицы имели продолжение из нынешнего Московского района.

Волково поле, аэродром воздухоплавательной школы

Фото: ателье К. Буллы, аэродром воздухоплавательной школы. Батальон «Офицерской воздухоплавательной школы» перед получением чарки водки, ЦГАКФФД.

Утверждение наименований будущих улиц состоялось в Городской думе в середине ноября 1912 года, а трассировка огромной территории уже основательно шла весной и летом. Артиллерийское стрельбище и аэродром планировали закрыть, но в неприкосновенности оставались все кладбища находящиеся на этой местности.

Добавить комментарий