Николаевский — Октябрьский — Московский вокзал

Постройка железной дороги от Санкт-Петербурга до Москвы началась в 1842 году. Место для нового вокзала выбрали на пересечении Большой Новгородской дороги с Невской перспективой, на этом перекрестке стояла Знаменская церковь, построенная в 1765 году из дерева, а в 1804 году храм перестроили, соорудив его из камня.

Николаевский вокзал, старое фото

Строительство Николаевского вокзала («близнец» возведенного в Москве), по проекту известного петербургского архитектора Константина Андреевича Тона, начавшееся в 1847 году, оживило площадь. Производителем работ назначили архитектора Рудольфа Андреевича Желязевича. Автор проекта использовал в фасаде вокзала мотивы ратушей западноевропейских городов. В центре здания в стиле ренессанса выносится удачная по своим пропорциям двухъярусная квадратная башня с часами, указывающая на расположение главного входа.

Николаевский вокзал, Знаменская площадь, старое фото

Основные работы завершили в 1851 году, устранение недоделок продолжалось еще коло года. Движение по железной дороге открывалось участками по ере готовности. Например, на участке Петербург — Колпино пригородное движение началось еще в мае 1847 г., за 4 года до официального открытия дороги.

В заметке «Прогулка в Колпино» газета «Санкт-Петербургские ведомости» отмечала: «Могучий паровоз в 70 сил на 8 колесах преодолевает расстояние с поездом от Санкт-Петербурга до Колпино за 45 минут». Стоимость билета за проезд в открытых вагонах составляла 25 копеек, а в закрытых на скамейках 50, в первом классе на креслах — 75 копеек серебром.

паровоз, старое фото

Официальное открытие дороги изначально хотели ознаменовать пропуском царского поезда, но затем решили испытать дорогу и мосты, перебросив из Петербурга в Москву несколько составов войск. За три дня в Москву перевезли в пяти поездах два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков, два эскадрона лейб-гвардии Конного и Кавалергардского полков и дивизион гвардейской артиллерии.

Только после этого — 18 августа 1851 года в четыре утра — из Петербурга в Москву отправился царский поезд, состоящий из девяти вагонов, великолепно отделанных изнутри. Кроме царя и его семьи в поезде ехали в качестве гостей несколько немецких принцев — эскорт гвардейцев и жандармов, многочисленная придворная челядь от лейб-медиков и статс-дам до лакеев и парикмахеров.

По всей дороге в ожидании проезда царя запретили движение не только служебных поездов по развозке материалов, но и дрезин. Для охраны поезда вдоль дороги расставили десятки тысяч солдат. Царский поезд прибыл в Москву в тот же день, через 19 часов.

Наконец наступило время официального открытия дороги и отправки первого «всенародного» поезда 1 (13) ноября 1851 года. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» писала:

«1-е ноября останется днем навсегда памятным для России: в этот день происходило открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы — голову и сердце России. Обширная площадь перед зданием Путевого двора железной дороги была заранее покрыта толпами любопытного народа. В 10 часов, т. е. за час до отправления поезда, в залах Путевого двора собралось многочисленное общество и отправляющиеся в дорогу путешественники.

Вся эта толпа с участием ходила по обширным залам, любуясь великолепием и удобством помещения, расторопностью и предупредительностью служащих при дороге.

Наконец раздался первый звонок, дверь на галерею отворилась. Путешественники разместились по вагонам, багажи были уже заранее уложены. Раздался второй, третий звонок, затем сигнальный свист, и поезд двинулся при единодушном троекратном «Ура!» радостных зрителей. Медленно, величаво шел сначала поезд, сопровождаемый общими пожеланиями счастливого пути. Зрители набожно крестились Чаще и чаще становилось дыхание паровозного коня и наконец влекомый им поезд скрылся из глаз».

Первый «всенародный» поезд состоял из паровоза, двух мягких, трех жестких и одного багажного вагона. Поезд, отправившийся в путь в 11 часов 15 минут, прибыл в Москву на следующий день в 8 часов утра.

поезд, старое фото

Здание самого вокзала или «пассажирского дома», как его иногда называли, представляло собой главный двухэтажный корпус с двумя крыльями. В плане здание имело форму буквы «П». Справа от торцевого корпуса (со стороны отправления) находились ворота для въезда экипажей и входа пассажиров, со стороны путей были возведены толстые кирпичные стены с воротами для въезда составов под шатер. После того, как поезд останавливался, ворота закрывались.

Первоначально в здании находились управление вновь построенной железной дороги, конторы служащих вокзала, обширные «императорские помещения», жилые квартиры служащих, в том числе и квартира первого начальника вокзала Николая Ильича Миклухо-Маклая — отца знаменитого путешественника.

С 1869 по 1879 год производилась первая реконструкция вокзала. Для приема багажа построили двухэтажный флигель со стороны отправления поезда, убрали кирпичную стенку с воротами, заменив ее застекленной легкой аркой.

В 1912 году был объявлен конкурс на проект более вместительного вокзала, одобрение получил проект Владимир Алексеевич Щуко. Работы начались с возведения корпуса прибытия — отдельно стоящего здания, лишенного каких-либо архитектурных излишеств. С возведением всего комплекса вокзала корпус предполагалось встроить в левое крыло, но с началом мировой войны строительство прекратили, тем самым старое здание вокзала избежало сноса и сохранилось до наших дней.

В 1923 году приказом народного комиссара путей сообщения Николаевская железная дорога переименована в Октябрьскую, вокзал стал называться Октябрьским, а уже в начале 1930-х годов он получил современное название — Московский.

Добавить комментарий