Строительство Петербургского морского канала

С первых дней существования Санкт-Петербурга на Неве функционировала морская гавань, со временем преобразившаяся в один из крупнейших портов мира. К середине 19 столетия порт занимал обширную территорию в нижнем течении Невы. Однако возникли проблемы, так как дальнейшее расширение морской торговли тормозилось мелководьем Невской губы, не позволявшим крупнотоннажным судам подходить к причалам в пределах города.

морской канал и порт

Старое фото. Санкт-Петербургский морской канал и порт. Источник: The New York Public Library. Digital Collections.

Морские суда разгружались в Кронштадтском торговом порту, а дальше грузы везли на мелкосидящих судах — лихтерах. Необходимость содержать целый лихтерный флот значительно увеличивала стоимость морских перевозок. Провоз товаров из Кронштадта до Петербурга стоил почти столько же, как прямые перевозки «от Кронштадта до Лондона» и времени приходилось тратить много.

Нагруженный тихоходный лихтер из-за опасности наткнуться на мель и камни передвигался только в светлое время суток. Петербург получал грузы из Кронштадта через 12-15 суток.

Изменить такое положение дел, ускорить перевозку могло только прямое сообщение. Назрела необходимость постройки морского канала, способного пропускать самые крупные суда. Начиная с 1830-х годов в правительственные инстанции стали поступать многочисленные проекты устройства канала между Кронштадтом и Петербургом.

схема морского канала

Схема Санкт-Петербургского морского канала. Глубины в футах, места свалки вычерпанного грунта.

Провести тщательную оценку этих предложений и разработать научно обоснованный проект морского канала поручили в январе 1872 года специально учрежденному межведомственному комитету при министерстве путей сообщения. Председателем комитета назначили инженера Станислава Валериановича Кербедза — члена-корреспондента Петербургской академии наук, строителя первого постоянного моста через Неву — Благовещенского (Николаевский, с 1918 по 2007 год — мост Лейтенанта Шмидта, после вернули старое название).

Комитет изучил все поступившие предложения и подготовил проект реконструкции Петербургского порта и строительства морского канала. В основу были положены идеи Иосифа Альбертовича Заржецкого, переработанные выдающимся ученым, выпускником Морского корпуса, блестящим математиком, изобретателем, новатором в металлургии, основателем Обуховского и Путиловского заводов Николаем Ивановичем Путиловым. Составленный им проект представили министру путей сообщения графу Алексею Павловичу Бобринскому.

13 июня 1874 года Александр II утвердил положение «О временном управлении по устройству Санкт-Петербургского морского канала», принимается решение о сооружении канала.

Главным строителем морского канала назначили инженера Михаила Леонидовича Фуфаевского, а подрядчиком Н.И. Путилова, создавшего целую флотилию землечерпалок, пароходов, шаланд, паромов — всего 59 судов, способных перевозить и перегружать более 1000 кубометров грунта в час. Кана прорыли от Невы у Гутуевского (финское название — Витсасаари, vitsasaari) острова до малого Кронштадтского рейда. Длина канала — 26,5 версты (28,3 км), глубина — 22 фута (6,8 м), ширина по дну — от 30 саженей (64 м) до 50 (106,5 м).

Сложнейшей гидротехнической задачей стало сооружение ограждающих канал дамб. Для этого пришлось забить в дно залива до десятка тысяч свай. Двойные свайные ряды обшивались изнутри досками и образовывали коридоры. Пространство между ними заполняли землей и щебнем. Количество земли, вынутой в русле, составило 8 миллионов кубометров.

Н.И. Путилов говорил: «Я хочу, чтобы куль муки, погруженный в Саратове, прямо выгружался на борт океанского парохода». Николай Иванович не дожил 5 лет до реализации масштабного проекта.

открытие Санкт-Петербургского морского канала, рисунок корреспондента А.К. Беггров

Из старого журнала. «Открытие Санкт-Петербургского морского канала. Высочайший смотр эскадры в Кронштадте, рисунок специального корреспондента».

Торжественное открытие канала состоялось 15 мая 1885 года. По этому случаю выбили памятную медаль. Морской канал явился настоящим памятником инженерного искусства 19 века. Крупнотоннажные суда уже могли не разгружаться в Кронштадте — проход к причалам Петербургского порта полностью обеспечивал шестнадцатимильный канал. В 21 веке он является частью глубоководного канала, действующей круглогодичной судоходной трассой.

Добавить комментарий