Петербургские балаганы

Балаганы — временные постройки для проведения народных гуляний, театральных представлений, ярмарочных спектаклей были распространены в России в 18-м и до начала 20 века. Появление первого балагана связывают со времени, когда Петр I Великий в 1700 году издал указ о создании в Москве (Китай-город) публичного театра — деревянной «комедийной хоромины». С исчезновением крепостных театров, многие талантливые актеры подались в балаганные коллективы.

Масленичное гулянье на Семеновском плацу

Фотоателье К. К. Булла. Санкт-Петербург, конец 19 — начало 20 века. «Масленичное гулянье на Семеновском плацу».

Народные гулянья в Санкт-Петербурге происходили часто, собирая огромную толпу на Адмиралтейской, Дворцовой, Исаакиевской площади, проводились массовые мероприятия на Царицыном лугу (Марсовом поле) и в других местах.

Центром народных гуляний, собиравших людей из разных сословий являлись балаганы, которые великолепно отобразил Николай Евреинов, создавший свою первую пьесу в 7 лет, предлагаем окунуться в атмосферу того времени, почитать его воспоминания:

На Масленице и на Святой Петербург народ сбегался на балаганы. Они помещались на Марсовом поле вдоль Лебяжьего канала, самые крупные в первом ряду, помельче — в задних. Наиболее известные принадлежали Малафееву и Лейферту. О последнем, называвшемся «Развлечения и пользы», даже острили: развлечение для публики, а польза хозяину.

Балаганы были деревянные, сколоченные на живую нитку, но вмещавшие в себя от 500 до 800 зрителей. В наиболее значительных балаганах, вроде только названных, сцена была оборудована по всем правилам современной театральной техники. Были трапы, подъемные машины, усовершенствованная система блоков и т.д.

картина художника Маковского, народные гулянья на Адмиралтейской площади

Картина: «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», художник Маковский Константин Егорович.

На балаганах же попроще, ютившихся в задних рядах, устройство было самое примитивное. Подъем и спуск декораций в этих балаганах происходил с помощью живой силы; для этого на поперечную балку верхом садился какой-нибудь мастеровой, которому вручался пучок веревок от декораций. По свистку он должен был лететь вниз и тяжестью своего тела подымать декорацию. Одновременно взамен поднятой декорации спускалась другая.

При таких условиях случались, конечно, курьезы. Мастеровой, помимо жалованья, получал еще порцию водки, в сильные морозы утраивавшуюся. И вот, изрядно нагрузившись, бедняга иногда засыпал. Вдруг — свист. Не разобравши, в чем дело, мастеровой выпускал из рук злополучный пучок и летел вниз, без декорации.

В больших балаганах давали патриотические пьесы: «Царевича Хлора» императрицы Екатерины, феерии, мелодрамы. Излюбленным мотивом была русско-турецкая война и освобождение славян. Тогда в течение всего дня в балагане раздавались пушечные выстрелы, трескотня ружейных залпов, крики «Ура».

Мы молодежь, заходили в большие балаганы только изредка, когда нас сопровождали старшие. В другое время мы предпочитали посещать маленькие театрики, где было посвободнее и иногда даже оригинальнее. Подчас в этих театрах… встречалось больше талантов, чем в больших. Начиная с внешности балагана, кончая его незатейливой внутренней обстановкой, все должно было содействовать слиянию актера со зрителями.

,алаган Лейферта «Развлечение и польза»

Балаган Лейферта «Развлечение и польза» на Марсовом поле, фотография 1890-х гг.

И были же там актеры! Сколько любви к искусству требовалось от несчастных лицедеев, чтобы в трескучий мороз, между двумя стаканами пенного, веселить почтеннейшую публику. Особенно трудной была в этом отношении роль так называемого балаганного деда. Водрузившись на перила огромнейшей карусели, в шапке с бубенцами и огромнейшей бородой из пакли, дед (обыкновенно из солдатиков-балагуров) исполнял обязанности современных конферансье…

И горе тому, кто попадал ему на зубок! Старик буквально забросает его шутками, иногда очень меткими и злыми, почти всегда нецензурными. Большею частью такими жертвами были: какой-нибудь провинциальный ротозей, впервые попавший в столицу, или бойкая горничная, отпущенная господами со двора «погулять на балаганах»…

Широкой волной шел народ на гулянье. Интеллигенция сливалась с простолюдинами, нарядная треуголка лицеиста — с синим картузом апраксинского сидельца. А то вдруг мелькнет видение иного века. Из-за Летнего сада покажется вереница придворных карет, запряженных цугом, с гайдуками на запятках, эскортом лакеев в красных ливреях на белых конях и конюшенными офицерами впереди и позади шествия.

Это институток возят показывать балаганы. Розовенькие личики в красных чепцах и зеленых бурнусах, как мышки, выглядывают из громадных колымаг. Господи, кажется, полжизни отдала бы эта зеленая молодежь, если бы только выпрыгнуть сейчас на искрящийся снег и потолкаться, побегать среди праздничной толпы! Куда там! Рядом с барышнями обыкновенно сидят суровые классные дамы. У них один приказ: поменьше свободы маленьким затворницам. Недаром на изгибах Царицына луга подстерегает кареты толпа вздыхателей. В руках у них цветы, конфекты…

А кругом все гудит и гудит. Пищат какие-то свистульки, повизгивают рессоры качелей, где-то гремит военный марш, бухают пушки у Лейферта, трещат барабаны. Толпа вторит этим звукам разноголосым гамом, навстречу ярким лучам солнца, миллионом блесток оживляющих землю. Как все это свежо, молодо и как несправедливо отнято у сумрачного Петрограда!

Примечание. В. М. Малафеев и А. П. Лейферт крупнейшие антрепренеры, последний совместно с актером и режиссером А. Я. Алексеевым-Яковлевым открыли балаган «Развлечение и польза».

В 1898 году народные гулянья перенесли подальше от центра Петербурга на Семеновский и Преображенский плацы, что привело к резкому падению популярности балаганов, народных гуляний. А после того как за организацию праздничных мероприятий взялось «Общество попечительства о народной трезвости» постепенно все веселье такого рода прекратилось.

Конфекты — от лат. confectum, современная форма конфеты, конфета.

Добавить (отзыв, комментарий)