Дома трудолюбия в Петербурге

Дом трудолюбия в ПетербургеК числу благотворительных учреждений Санкт-Петербурга относились и так называемые дома трудолюбия для социализации незащищённых слоев населения. В положении о таких домах говорилось, что назначение их — «приходить на помощь бездомным, выпущенным из больниц и не имеющим еще заработка, освобождённым из мест заключения».

Одним из первых домом трудолюбия в Петербурге был основанный Анатолием Николаевичем Демидовым работный дом для женщин в марте 1833 года — «Демидовский дом призрения трудящихся». Демидова пожертвовал на обустройство, переделку задания полмиллиона рублей, его назначили потомственным попечителем заведения (наб. реки Мойки, 108). Здесь нуждающимся предоставлялась возможность заниматься починкой белья и шитьем платья, изготовлением головных уборов, вышиванием.

Петербургский обер-полицмейстер издал указ принудительно помещать в них «ленивцев, привыкших лучше праздно шататься, прося милостыню бесстыдно, нежели получать пропитание работою». С конца 1880-х годов дома трудолюбия стали популярными и служили прибежищем для многих бездомных, нуждающихся в приюте, труде и пище.

В 1882 г. настоятелем Андреевского собора отцом Иоанном открыт дом трудолюбия в Кронштадте, при котором действовала бесплатная начальная школа, а в 1886 году на Сенной площади для обитателей квартала домов Вяземского — печально знаменитой «Вяземской лавры», так живо описанной в авантюрном романе Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы».

После пожара дом переехал в Спасский переулок, здание которого сохранилось (с 1923 г. улица Петра Алексеева, д. 8,а в 1998 г. возвратили историческое название). При доме существовали белошвейная мастерская, кроме работы, давали лекарства и пищу.

В том же году открыли Евангелический дом трудолюбия на углу Большого Сампсониевского и 1-го Муринского при Мариинской лютеранской церкви. Предназначался он в основном для лиц лютеранского вероисповедания, каких в те годы много было в Петербурге. Целью провозгласили: «приучить пьяниц и распущенных рабочих к трезвости и дисциплинировать их».

В 1894 году «Общество бесплатных и дешевых столовых и чайных» организовало дом трудолюбия в здании, пожертвованном одним из петербургских купцов, на Гулярной (теперь Лизы Чайкиной) улице, 8.

Постепенно в каждом районе города появились дома трудолюбия для лиц разного общественного положения (добавляйте в комментариях известные вам). Существовали дома для «образованных женщин» на Знаменской (Восстания) улице и в Саперном переулке, где предоставлялась возможность заниматься рукоделием, перепиской пером или на пишущей машинке, принималась работа по редактуре текстов, делались переводы с иностранных языков. Для «образованных мужчин» попавших в тяжелую жизненную ситуацию организовали свой дом — на Надеждинской (с 1936 г. Маяковского) улице.

Ночлежный дом на Обводном канале

Перед началом первой мировой войны в Санкт-Петербурге насчитывалось уже около 20 домов трудолюбия. Часто при них действовали приюты для малолетних, работали школы и даже открывались библиотеки. Поддерживались такие благотворительные учреждения за счет добровольных денежных и вещевых взносов, периодических и единовременных пожертвований, средствами из городской казны. Несколько тысяч человек могли получать приют и работу.

Демидовский дом трудящихся

Наряду с домами трудолюбия в 1880-х годах открывались ночлежные дома. А самый большой ночлежный приют находился на Обводном канале, при этом доме существовала съестная лавка, где кроме «пустых щей» варились и щи с говядиной, которую продавали отдельно. Большинство посетителей ночлежек составляли крестьяне, приехавшие в столицу на заработки, женская прислуга, еще не нашедшая место работы.

Добавить (отзыв, комментарий)