Ямская слобода — старое поселение в Петербурге

В начале 18 века без фейерверков и пальбы из пушек основали одно из самых старых поселений Петербурга — Ямскую слободу, в то время это была глухая окраина. По приказу Петра I, на землях за Невой, в окрестностях нынешней Лиговки, Звенигородской улицы, Кузнечным и Загородным переулком, были поселены государственные крестьяне из разных губерний, которым поручена была ямская гоньба по казенным делам от новостроящейся столицы до Новгорода и других городов.

Ямская гоньба, картина Николая Егоровича Сверчкова

Фото: Ямская гоньба. Репродукция картины художника Н.Е. Сверчкова.

Андрей Столяров (из передачи «Малые родины большого Петербурга»): «Город уже кончался: лес, болота, отсюда волки забегали на Невский проспект. А позже, внутренняя граница Ямской слободы, которая обращена к центру, стала разделительной линией между парадным Петербургом и Петербургом народным. Вот там витрина, окно в Европу, а здесь реальная жизнь. Эти пространства почти не пересекались».

Поселение ямщиков поначалу походило на обычную деревню, деревянные дома, огороды, сенокосы и выпасы. Только при Анне Иоанновне соединилось оно со столицей проспектом — Адмиралтейскою перспективою (позднее — Гороховая улица). При Екатерине II ямщиков слободы взял «под свое крыло» Санкт-Петербургский почтамт.

скульптуры «головы лошади» на Коломенской улице, д. № 45

Фото: скульптуры «головы лошади» на Коломенской улице, д. № 45, отлили во второй половине 19 века. «Лошадиные головы» — негласные памятники старому поселению Петербурга Ямской слободе.

Деревянные жилища ямщиков часто горели, а самый страшный пожар произошел в 1773 году, после которого за казенный счет построили 193 каменных дома для слобожан. Но и каменные дома не устояли в огне нового пожара летом 1832 года, тогда выгорела большая часть Ямской слободы.

Занятие ямщиков было хоть и трудным, но доходным. На первых порах им было положено казенное жалованье, а затем стала идти плата за прогон, то есть за проезд (но с вычетом подушной денежной подати государству). Выгода службы ямщиков заключалась еще в том, что они были освобождены от рекрутской повинности.

В первые годы 19 века Ямская слобода стала заселяться мещанами и купцами. Многие ямщики сами переходили в сословие купцов или мещан и лично «на облучке уже не сидели», а держали собственное «дело».

Колокольня Крестовоздвиженской церкви

Фото: Колокольня Крестовоздвиженской церкви, фотоателье Карла Буллы.

Из достопримечательностей Ямской слободы дошедших до наших дней сохранилась Крестовоздвиженская церковь (ныне дан статус собора).

Наталия Гречук (из книги «Петербург. Застывшие мгновения. История города»): «Как рассказывал в своих «Исторических трудах» А.И. Томилин, самые первые слобожане срубили когда-то в этом месте две маленькие деревянные церковки. Потом их заменили одной каменной, освященной в июне 1749 года. По соседству с ней располагалось кладбище, именовавшееся «оспенным», с оспою новая столица хорошо была знакома. Кладбище это упразднили еще в давние времена.

В 1760-е годы в ограде каменной церкви соорудили деревянную Тихвинскую церковку, сохранившуюся до наших дней. А в начале следующего века приступили к очередной стройке, решив прежнюю каменную разобрать, а на ее месте возвести новую. Однако первой на свет появилась именно вот эта колокольня, с колоннами и часовнями на концах крыльев. Автор проекта архитектор Александр Постников, и есть сведения, что сделал он его безвозмездно.

Венчалась колокольня 15-метровым крестом; ее большой медный колокол весил 700 пудов и отливался в два приема. Сама же новая Крестовоздвиженская церковь была построена четырьмя десятилетиями позже Егором Диммертом. Но официальным именем ее в обиходе называли редко: у петербуржцев она звалась Ямской».

Добавить комментарий