Первый пароход, первое пароходство Чарльза Берда

В 1814 году петербургский литератор Павел Петрович Свиньин поместил в журнале «Сын Отечества» статью «О стимботах, или паровых судах американских» — первое известие об изобретении «колесного» парохода Роберта Фултона. А уже в 1815 году в том же журнале вышла статья «Стимбот на Неве» — рассказывающая об испытании первого русского парового судна, которое представляло собой «обыкновенную тихвинскую лодку», небольшую баржу в 60 футов длиной, в трюме которой инженер, заводчик Чарльз (Карл Николаевич) Берд установил паровой двигатель.

первый пароход Чарльза Берда

Развивающейся русской промышленности и торговле «как воздух» были необходимы новые быстроходные виды транспорта для доставки грузов. В 1815 году Чарльз Берд открыл в Петербурге первое пароходство. Английское слово «стимбот» не прижилось в России, «пароходы Берда» тогда называли — «пироскафы», которые стали курсировать между Кронштадтом и Петербургом.

Первый в России пароход вышел в свой большой рейс 15 ноября 1815 года (новый стиль). Путь из Санкт-Петербурга в Кронштадт занял три часа и тридцать минут. Чтобы испытать возможности «пироскафа», начальник Кронштадтского порта выставил против него гребной катер с лучшими гребцами.

Газета «Санкт-Петербургские ведомости»: «Когда гребцы действовали обыкновенною силою, то они… оставались позади, но когда гребли во всю возможную силу, то скорость катера иногда равнялась со скоростью парохода, а иногда несколько превосходила ее…». Естественно гребцы быстро уставали, и смелое соперничество с машиной продолжалось недолго.

Первый русский пароход назывался «Елизавета», а через год появился и второй. Скорость «стимбота» доходила до 10,7 км/час (5,8 узла), а испытания провели при стечении большого количества народа в пруду Таврического дворца. В навигацию 1816 года началось регулярное сообщение города с Кронштадтом. Пароход ежедневно отправлялся от Чугунного завода в Кронштадте в 9 часов утра и в 6 часов вечера, преодолевая расстояние в 30 верст по Финскому заливу примерно за 4 часа.

Теперь состоятельные жители Петербурга, желающие совершить далекое морское путешествие, добирались до Кронштадта на «Бердовой машине», а там пересаживались на корабли, идущие в порты России и Европы.

пристань в Петрозаводске. Пароход отходит в Петербург

А.С. Пушкин несколько раз совершал прогулки на пароходе из Петербурга в Кронштадт. В мае 1828 года вместе с ним «за компанию» ехали А.С. Грибоедов, П.А. Вяземский и семейство Олениных. Их попутчиком оказался известный английский художник Джордж Доу, который около десяти лет работал в России и написал почти 300 портретов генералов — героев 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца. Из Кронштадта живописец должен был отплыть в Англию, а на пароходе он рисовал поэта.

прогулочные пароходы на Неве, начало 19 века

С 1815 по 1825 года в Петербурге выпустили 11 корабельных паровых машин. С 1827 года казенный Ижорский завод начал строить пароходы для Волги и Камы. В 1830 году организовали Акционерное общество для учреждения постоянного сообщения между Петербургом и Любеком «посредством» пароходов.

пароходы в Петербурге. Нева. Царская пристань.

С весны 1831 года два больших парохода «Наследник» и «Александра» начали перевозить из Петербурга в Кронштадт и обратно пассажиров и грузы. Контора этого акционерного общества размещалась на Английской набережной в доме Коммерческого клуба. Слово «пароход» со временем вытесняет чужеземное «пироскаф».

Примечание. Не все размещённые фотографии относятся к периоду «начало развития пароходства в Петербурге» и сделаны уже в 20 веке.

Добавить комментарий