Среди первых жителей города на Неве были и мусульмане. При Петре I на Петроградской стороне у Малой Невы находилась Татарская слобода. Со временем число мусульман увеличивалось, среди них было много и тех, кто проходил военную службу.
После подписания манифеста в 1905 году о свободе вероисповедания «Об укреплении начал веротерпимости» в Санкт-Петербурге началось строительство одного из самых интересных памятников архитектуры — Соборной мечети. Перед тем как насладиться необычной красотой этого места, туристам необходимо ознакомиться с некоторыми правилами посещения.
В отличие от 100% мусульманских стран, в России нет строгих ограничений, «связывающих посетителей по рукам и ногам». Люди других конфессий могут входить в молитвенное архитектурное сооружение, если будут соблюдать некоторые простые правила, перечисленные ниже.
Петербургская мечеть — то место, которое ради общего культурного развития стоит посетить или хотя бы взглянуть вблизи, а не только рассмотреть историческое здание на фотографиях. Несмотря на ограничения, главным правилом остаётся уважение чужого вероисповедания.
Инициатором постройки мечети в Санкт-Петербурге был лидер мусульманской общины Атаулла Баязитов, написавший несколько сочинений об исламе, служивший в Министерстве иностранных дел и бывший муллой сначала в гвардии, а после в гражданском приходе. В 1882 году был разрешён сбор средств на постройку мечети.
За двадцать с лишним лет не удалось собрать нужную сумму, положение изменилось, когда в 1906 году был образован Комитет по постройке Соборной мечети, а председателем был избран Абдулгазис Давлетшин. Один из ярчайших светских деятелей мусульманской общины Петербурга в 20 веке увлек эмира Бухарского идеей сооружения Соборной мечети — самой северной в мире.
Поздравляя Николая II с наследником, эмир просил разрешить ему помочь столичным мусульманам в деле постройки мечети и разрешение было получено. В 1907 году на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка были приобретены два смежных участка.
Проект Соборной мечети, закладка которой состоялась в Санкт-Петербурге в присутствии эмира Бухарского. Проект составлен архитекторами С.С. Кричинским и Н.В. Васильевым. Нива, 1910 г., № 9.
Организовали конкурс проектов, где была выбрана работа архитектора Николая Васильевича Васильева. Его поэтическая фантазия, основанная на изучении среднеазиатской архитектуры, изобразила богато украшенную мечеть, напоминавшую знаменитую Гур-Эмир, поставленную в Самарканде над гробницей Тамерлана.
К дальнейшей работе привлекли академика архитектуры Александра Ивановича фон Гогена и архитектора Степана Самойловича Кричинского. Окончательно утвержденный рабочий проект создавался уже под руководством опытного Гогена.
Здание «освободили» от лишних и усложненных форм, и оно обрело величественную ясность и простоту. Выбрали облицовку долговечным гранитом, на сером фоне которого особенно красочными смотрятся украшения из разноцветной майолики.
В августе 1909 года был вырыт котлован, заложен фундамент, а в феврале 1910 года состоялась закладка Соборной мечети. Прибывшего в Петербург эмира с почетом принимали в шатре, который примыкал к еже возведенного фундаменту. Совершивший обряд закладки ахун Атаулла Баязитов прочел молитвы и сказал: «… Мечеть наша будет красивой и послужит славой архитектуре. Такой мечети, какая будет в Петербурге, нет ни в Париже, ни в Лондоне». Атаулла Баязитов через год скончался, а первое богослужение в новой мечети совершил его сын — Мухаммат-Сафа Атауллович Баязитов.
Автор: Елизавета Смирнова, историческая справка по А. Аспидову.