Дилижанс Петербург — Москва

Первую в России крупную Акционерную компанию по организации пассажирских рейсов дилижансов между Санкт-Петербургом и Москвой учредили в 1820 году. Инициатором создания «первой российской транспортной компании» стал М.С. Воронцов, были выпущены акции на 75 000 рублей (по 1 000 каждая). В этом проекте принимал активное участие К.Я. Булгаков, который в письме своему брату сообщал: «Я взбудоражил Воронцова, Потоцкого и прочих богачей учредить дилижанс по крайней мере между Петербургом и Москвой, сделал им род проекта, который они дополнят, и авось либо дело состоится».

вид дилижанса

В то время дилижансы представляли собой большие и комфортные многоместные кареты, запряженные обычно четверкой резвых лошадей (существовали летние шестиместные и зимние четырехместные варианты).

Такое путешествие в удобных, прочных экипажах на рессорах выгодно отличалось от поездок в обычных колясках, которые из-за плохих дорог сильно трясло, они ломались и требовали смены лошадей на почтовых станциях (ждать приходилось до двух суток). Дилижансы быстро становятся популярными, и чтобы получить в них место и приобрести билет, нужно было заблаговременно забронировать (записаться) в конторе. Стоимость в зависимости от места вирировалась от 55 до 95 рублей.

В журнале «Отечественные записки» напечатали: «Мы от всего сердца радуемся и поздравляем соотечественников с учреждением столь полезного заведения… Кто из соотечественников знаком уже по чужим краям с приятным образом путешествовать в дилижансах, тот особенно с удовольствием узнает об учреждении у нас сего удобного образа передвижения из столицы в столицу…».

В 1833 году закончили «долгострой» — строительство шоссе между Санкт-Петербургом и Москвой длившееся семнадцать лет. И теперь рейсы дилижансов становятся регулярными, а этот вид транспорта прочно входит в быт петербуржцев и москвичей. И теперь вместо 4-4,5 суток из столицы в столицу можно было добраться за трое суток.

дилижанс в дороге

В тридцатые годы девятнадцатого века, переезжая из одной столицы в другую, поэт Александр Сергеевич Пушкин тоже пользовался дилижансами. Он писал: «Катясь по гладкому шоссе, в спокойном экипаже, не заботясь ни о его прочности, ни о прогонах, ни о лошадях, я вспомнил о последнем своем путешествии в Петербург, по старой дороге. Не решившись скакать на перекладных, я купил тогда дешевую коляску и с одним слугою отправился в путь… Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый».

В Санкт-Петербурге отправление этих экипажей происходило от Исаакиевской площади. Контора дилижансов «первоначального заведения дилижансов» размещалась в центре города на Малой Морской улице, а позднее переехала на набережную Мойки, 64, а в Москве располагалась на Мясницкой улице в доме князя Салтыкова.

На берегах Невы имелось несколько контор, совершавших рейсы не только между Петербургом и Москвой, но и между Петербургом и Ревелем, Ригой, Царским селом и др. Сведения о времени отправления, о ценах на места и за доставление посылок печатались ежегодно в месяцесловах. После открытия в ноябре 1851 года Николаевской железной дороги дилижансы сыгравшие важную роль в развитии общественного транспорта в России теряют свою актуальность.

Добавить комментарий