Газета «Северная пчела» в марте 1830 года известила, что с лета в Санкт-Петербурге появится новый транспорт — «городские кареты, известные в Париже под названием омнибус, для доставления небогатой, то есть многочисленной части нашей публики, служат средством за небольшую плату посещать загородные места…»
За Аничковым мостом на Невском проспекте открылась контора омнибусов, которые ходили по трем маршрутам (каждый маршрут окрашивался в определенный цвет):
Омнибус. Невский проспект. Литография (фрагмент) П. Иванова (по рисунку В. Садовникова). 1835 год.
В первые годы движение «общественных карет» было не постоянным — сезонным, а в 1847 г. наладили регулярное движение и в Петербурге курсировало уже четыре маршрута. Стоила поездка в один конец 10 копеек, а интервал движения около 30 минут.
Омнибус (с латыни «для всех»), предшественник автобуса — многоместная вместительная повозка-карета. Впереди сидел кучер, а сзади на специальном сидении — кондуктор. Карета разделялась на две половины, в каждой из которых размещалось по 6 человек, сидящих по 3 в ряд лицом друг к другу. Столько пассажиров размещалось на «втором этаже» — империале, куда нужно было подниматься по откидной лестнице.
Гравюра. Посадка в омнибус. Репродукция «Всемирная иллюстрация» 1873 г.
Часто пассажиров набивалось сверх нормы и омнибусы в шутку называли «Сорок мучеников» и «Обнимусь».
Привилегированная часть петербуржской публики, люди из «высшего общества», не пользовались омнибусами, имели собственный выезд, соревнуясь в красоте лошадей, экипажа и упряжки. И в сараях столичных богачей стояли экипажи на все случаи жизни — от легких двухместных отрытых экипажей на рессорах и саней до роскошных четырехместных карет, которые стоили целое состояние.
Омнибус со временем стала сменять конка, а после трамваи, хотя этот вид транспорта на конной тяге использовали в столице до 1914 года. В 1899 году инженер-изобретатель И. В. Романов представил проект первого в России электрический омнибус, который в 1901 году испытали на улицах Петербурга.