Старое и современное здание Финляндского вокзала

Площадь Ленина (c 1910-х и до 1924 года носила название Финляндского вокзала), на котором находится Финляндский вокзал появилась на «Волчьем поле», которое в 18 веке было местом для выгона скота, а позднее здесь располагалась городская свалка.

Финляндский вокзал — старое здание

Этот неблаговидный пустырь выбрали для прокладки железной дороги, которая должна была связать Санкт-Петербург с Великим княжеством Финляндским. 370 километровую дорогу начали прокладывать в 1862 году. Строительство продолжалось до 1870 года в тяжелейших условиях скального грунта и болотистых лесов.

По контракту железная дорога после сдачи в эксплуатацию становилась собственностью Великого княжества Финляндского, а на границе с Санкт-Петербургской губернии проводился таможенный контроль. Вплоть до 1917 года дорогу обслуживали только финны. В советском молодежном фольклоре Финляндский вокзал называли «Бан Финляндский», а чаще «Финбан».

Первоначальное здание вокзала построили в 1870 году по проекту инженера-архитектора Петра Станиславовича Купинского, а над интерьерами работали финские архитекторы В. Вестлинг и П. Дегенер. 13 февраля 1870 года состоялось торжественное открытие первого здания Финского вокзала, епископ Выборгский Тихон освятил станцию и первый поезд из Санкт-Петербурга отправился в путь.

На Финляндский вокзал 3 (16) апреля 1917 года прибыл из эмиграции В. И. Ленин. В память об этом событии на площади в 1926 году установили памятник (архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, скульптор С. А. Евсеев). Памятник впоследствии перенесли ближе к набережной Невы на специально оборудованную площадь.

1 апреля 2009 года вандалы сильно повредили бронзовую скульптуру вождя «был раскурочен плащ, в котором образовалась сквозная дыра размером около 80 сантиметров на 1 метр». Через год «Ленин, говорящий с броневика» был восстановлен. В 1961 году на Финляндском вокзале установили паровоз H2-293, который доставлял вождя мирового пролетариата в Россию.

7 февраля 1943 года на Финляндский вокзал с Большой земли прибыл первый поезд с продовольствием в Ленинград. В память об этом событии в 1973 году на перроне установили первый из 56 мемориальных столбов, поставленных вдоль железнодорожной ветки «Дороги жизни».

Финляндский вокзал — современное здание

Современный вид вокзал приобрел после масштабной реконструкции в 1960 году. Перестраивали его (был включен в современный архитектурный объем элемент старинного фасада Купинского) архитекторы Я.Н. Лукин, Н.В. Баранов, П.А. Ашастин и инженер-конструктор И.А. Рыбин. В 1969 году выпускниками Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной (в народе «Муха») было создано 17 аллегорических горельефов.

В здание вокзала встроили вестибюль станции метро «Площадь Ленина». В главном вестибюле большое мозаичное панно «Ленин». На нем он изображен в движении на фоне золотых солнечных лучей и красных знамен. Мозаика выполнена художниками А.Л. Королевым и А.А. Мыльниковым.

Добавить комментарий