Доходный дом И.Б. Лидваль

К самостоятельной практике Федор Иванович Лидваль приступил в то время, когда в русской архитектуре утверждался «новый стиль» модерн — направление, которое сформировалось в ходе эволюции рационалистических взглядов на методы и задачи зодчих. В основе стилистической концепции проявлялось стремление к «архитектурной правде» — выявлению посредством специфических композиционных приемов назначения и планировки зданий, особенностей применявшихся конструкций и строительных материалов.

Дом И.Б. Лидваль — старое фото

Доходный дом И. Б. Лидваль. Источник: Ежегодник ОАХ СПб 1906 год. Выпуск № 1 С. 59

Первая же крупная работа в Санкт-Петербурге архитектора Ф.И. Лидваля приносит ему заслуженную славу. По его проекту на участке, принадлежавшем его матери в 1899 году создается жилой комплекс на Каменноостровском проспекте, 1-3. Позднее построен небольшой дом на Малой Посадской улице, а пять лет спустя — угловой 5-этажный корпус.

Доходный дом И. Б. Лидваль

Доходный дом И. Б. Лидваль. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., № 1 Источник: Ежегодник ОАХ СПб 1906 год. Выпуск № 1 С. 62

«Здание состоит из четырех разноэтажных корпусов. Строительство комплекса началось в 1899 г. со стороны М. Посадской ул. В 1900 г. четырехэтажный корпус с флигелями был возведен. В 1901-1902 гг. сооружен пятиэтажный поперечный корпус, замыкающий двор-курдонер. Цоколь дома сложен из гладко обработанных плит красного гранита, облицовка нижнего этажа и арх. детали выполнены из горшечного камня. В этом корпусе размещались: приемная комната, комнаты для дворников, швейцаров, машины электрического освещения, водяное отопления, 4 прачечных и гладильных.

Северное трехэтажное крыло (1902-1903) являлось семейным особняком Лидвалей с апартаментами. В этом корпусе были установлены майоликовые печи, фаянсовые умывальники, мраморные камины. Потолки и стены в комнатах были деревянные, отделанные дубом и березой». (Н. Анциферов «Дом Лидваля». Под редакцией Н.А. Кузнецова и К.В. Ползиковой-Рубец, 1925 г.)

Глубокий озеленённый двор-курдонёр играет в созданном комплексе роль ярко выраженного пространственного ядра всей композиции. На рубеже веков впервые в практике жилищного строительства новое пространственное решение получило соответствующее ему художественное осмысленнее: расчлененности внутриквартального пространства отвечает ассиметричная, динамичная компоновка архитектурных масс. Применяется сложная пластика и разнообразие фактуры фасадов, облицованных цементной штукатуркой и камнем.

Ф.И. Лидваль в работе мастерски использовал декоративные свойства естественных облицовочных материалов, контрастно противопоставив их друг другу и отрытым металлическим элементам конструкции. Впечатление динамичности композиции комплекса разноэтажных зданий усиливается применением «нерегулярной» каменной кладки из блоков разных размеров и формы, а также разнообразием «графики» фасадов — рисунка оконных проемов, порталов, карнизов и декоративных деталей.

Доходный дом И. Б. Лидваль — стилизованное изображение рыси

Стилизованное изображение рыси

В качестве декора Лидваль использовал слегка стилизованные изображения сов, рыси, грибов и других представителей фауны и флоры. Гранит и горшечный камень облицовки — карельские и петербургские породы помогли подчеркнуть региональную характерность архитектуры. А присущая жилому комплексу живописность (хотя и с оттенком некоторой суровости) сродни романтизированным образам народного зодчества северных стран.

Эти перечисленные особенности комплекса зданий доходного дома И.Б. Лидваль на Каменноостровском проспекте (Малая Посадская ул., 5 и Кронверкский пр., 15) позволяют отнести их к характерным образцам «национально-романтической» ветви модерна, иногда называемой «северным модерном».

Добавить (отзыв, комментарий)