Готика в Санкт-Петербурге —на рубеже 19 и 20 веков

В разные архитектурные эпохи готика для зодчих являлась реальной возможностью ухода от стереотипов и свободой импровизации.

здание почты в Петергофе, готическая архитектура

Здание почты в Петергофе, архитекторы Н.Л. Бенуа и А.К. Кавос

В Санкт-Петербурге профессор архитектуры Николай Леонтьевич Бенуа в неоготическом стиле создал в Петергофе свои лучшие произведения. А это прежде всего здание почты (соавтор Альберто Кавос, Санкт-Петербургский пр., 15) и комплекс придворных конюшен с фасадами из красного кирпича.

Лютеранская кирха св. Михаила, ВО Средний пр.

Лютеранская церковь святого Михаила

Во второй половине 19 века элементы готики начинают применяться и в интерьерах, появляются «готические кабинеты» на набережной Фонтанки, 24. Стилизацию в этом стиле ярко представляют, возведенные в 1870-е года, больница на Лиговском проспекте, 4 (архитекторы Отто Густавович Гиппиус и Рудольф Богданович Бернгард) и лютеранская церковь св. Михаила на углу Среднего проспекта (архитекторы Роберт Егорович Бергман и Бульмеринг Карл Карлович - окончательный проект).

Особняк А. Ф. Кельха — готическая столовая

Особняк А. Ф. Кельха —столовая в готическом стиле

Не менее интересным сооружением конца 19 века — начала 20 века является особняк дворянина Александра Фердинандовича Кельха. Его создатели архитекторы Владимир Иванович Чагин, Карл Карлович Шмидт и Василий Иванович Шене спроектировали главный фасад в стиле французского Возрождения. Эффектной и неожиданной представляется изысканная, виртуозно выполненная готическая композиция фасадов. Элементы готики применены и при оформлении интерьеров.

В конце 19 века в пригородах Петербурга появляются и новые сооружения с элементами готики. Архитектор Царского Села Сильвио Амвросиевич Данини, много вложивший труда в проекты жилых домов и храмов, прекрасно использовал «готические» мотивы в здании электростанции (г. Пушкин, на углу улиц Революции и Пролетарской).

Особняк М. Э. Клейнмихель

Особняк графини М. Э. Клейнмихель

В городе появлялись дома, в фасадах которых умело применен «готический» декор. Ипполит Александрович Претро перестроил в 1904 году особняк графини Марии Клейнмихель (набережная Крестовки, 12), придающий этому уголку Петербурга особое очарование.

Дом городских учреждений

Дом городских учреждений, архитектор А.Л. Лишневский

Многие зодчие начала 20 века пытались найти декоративные решения в стиле готики, органично связанные с образом современных зданий того времени. Мотивы английской готики применялись архитектором Александром Львовичем Лишневским в крупном общественном здании — Доме городских учреждений, построенном в 1905-1906 годах (Садовая улица, 55-57). Пластические и декоративные «готические» элементы в соединении с вариациями из «северного модерна» подчеркивают необычность облика здания, его положение на пересечении двух важнейших магистралей города.

Формы «готики» в Санкт-Петербурге и пригородах в сооружениях на рубеже 19-20 века вносили и вносят неповторимую ноту в общий архитектурный облик бывшей столицы России.

Добавить комментарий