В разные архитектурные эпохи готика для зодчих являлась реальной возможностью ухода от стереотипов и свободой импровизации.
Здание почты в Петергофе, архитекторы Н.Л. Бенуа и А.К. Кавос
В Санкт-Петербурге профессор архитектуры Николай Леонтьевич Бенуа в неоготическом стиле создал в Петергофе свои лучшие произведения. А это прежде всего здание почты (соавтор Альберто Кавос, Санкт-Петербургский пр., 15) и комплекс придворных конюшен с фасадами из красного кирпича.
Лютеранская церковь святого Михаила
Во второй половине 19 века элементы готики начинают применяться и в интерьерах, появляются «готические кабинеты» на набережной Фонтанки, 24. Стилизацию в этом стиле ярко представляют, возведенные в 1870-е года, больница на Лиговском проспекте, 4 (архитекторы Отто Густавович Гиппиус и Рудольф Богданович Бернгард) и лютеранская церковь св. Михаила на углу Среднего проспекта (архитекторы Роберт Егорович Бергман и Бульмеринг Карл Карлович - окончательный проект).
Особняк А. Ф. Кельха — столовая в готическом стиле
Не менее интересным сооружением конца 19 века — начала 20 века является особняк дворянина Александра Фердинандовича Кельха. Его создатели архитекторы Владимир Иванович Чагин, Карл Карлович Шмидт и Василий Иванович Шене спроектировали главный фасад в стиле французского Возрождения. Эффектной и неожиданной представляется изысканная, виртуозно выполненная готическая композиция фасадов. Элементы готики применены и при оформлении интерьеров.
В конце 19 века в пригородах Петербурга появляются и новые сооружения с элементами готики. Архитектор Царского Села Сильвио Амвросиевич Данини, много вложивший труда в проекты жилых домов и храмов, прекрасно использовал «готические» мотивы в здании электростанции (г. Пушкин, на углу улиц Революции и Пролетарской).
Особняк графини М. Э. Клейнмихель
В городе появлялись дома, в фасадах которых умело применен «готический» декор. Ипполит Александрович Претро перестроил в 1904 году особняк графини Марии Клейнмихель (набережная Крестовки, 12), придающий этому уголку Петербурга особое очарование.
Дом городских учреждений, архитектор А.Л. Лишневский
Многие зодчие начала 20 века пытались найти декоративные решения в стиле готики, органично связанные с образом современных зданий того времени. Мотивы английской готики применялись архитектором Александром Львовичем Лишневским в крупном общественном здании — Доме городских учреждений, построенном в 1905-1906 годах (Садовая улица, 55-57). Пластические и декоративные «готические» элементы в соединении с вариациями из «северного модерна» подчеркивают необычность облика здания, его положение на пересечении двух важнейших магистралей города.
Формы «готики» в Санкт-Петербурге и пригородах в сооружениях на рубеже 19-20 века вносили и вносят неповторимую ноту в общий архитектурный облик бывшей столицы России.