Не по-товарищески, наша дружба закончилась

Елисеевский магазинВ 1944 году возвратились мы из эвакуации в Ленинград. Добирались сначала пароходом «Северный полярник» до Уфы по реке «Белой», а затем поездом недели три. Врезалось в память, что на пароходе «обитало» неимоверное количество клопов, видно они любили водные путешествия, а еще больше упитанных пассажиров. Получилось так, что в школу я пошел числа 10-15 октября.

Жили мы в полуподвальном помещении в доме №43 по Кировскому проспекту (сейчас этого дома уже нет), так как наша комната, где мы жили до эвакуации, оказалась заселенной. Сосед по полуподвалу, сапожник по профессии, почти каждый вечер был «подшофе» и наяривал на баяне вальс «На сопках Маньчжурии». Видно эти сопки запали ему в душу. Заняли нашу комнату незаконно, потому что эвакуировались в Башкирию по распоряжению исполкома Петроградского района и в дальнейшем, по решению суда нам эту комнату возвратили.

Поначалу в школе учился неважно, так как, во-первых отстал от остальных, а во-вторых требовательность учителей в Башкирии была значительно ниже, чем в Ленинграде. Был у меня приятель в классе, насколько помню по фамилии Федоров, рослый не по годам. Он меня учил играть в шахматы, даже у него был какой-то юношеский разряд и естественно, почти все время меня обыгрывал. Обыграет и тут же присказка, типа: «недолго мучилась старушка в железных опытных руках…» и т.п.

На уроках в школе сидели с ним за одной партой. Надо сказать, что в те годы был я очень смешлив. Как говорится: «палец покажи и он рассмеется». И вот на уроке географии разобрал меня смех: как-то учитель дико вращал глазами, может больной был. Стал хихикать и Федоров. Учитель схватил нас обоих за шиворот и выставил из класса, предупредив, чтобы без родителей не появлялись в школе.

Пошли мы с ним по Кировскому проспекту, перешли Троицкий мост, а он и говорит, пойдем в кино, но денег у обоих не оказалось. И тут он выдал идею:
- Давай, говорит, пойдем в Елисеевский магазин, туда ходит состоятельная публика и кто-то, наверняка, деньги потеряет. Логически мыслил, вот что значит шахматист-разрядник.

Пришли мы в Елисеевский, он тогда был коммерческим магазином, т.е. товары продавали без карточек. Встали недалеко от кассы. И точно, одна дама потеряла 5 рублей. Пошли в кино, а оно рядом — «Аврора» (первый кинотеатр в Петербурге - синематеатр «Пикадилли», переименован в 1932 году). Тогда в рабочие дни пускали только тех, кто был старше 16 лет.

Примечание: фотография классика советской фотожурналистики Всеволода Тарасевича (1919-1998) «В зале Елисеевского гастронома», Ленинград, 1966 год. Собрание МАММ/МДФ.

Купили билеты, его пропустили, а мне билетный контролёр «от ворот поворот». Федоров пошел в зрительный зал, а я домой… Не по-товарищески это было. Так наша дружба и закончилась.
Автор: Марк Миранский

Добавить (отзыв, комментарий)