Информационная цифровая вычислительная машина «Темп»

испытание изделия «Темп»В этой статье я напомню одну страницу в полувековом сотрудничестве Политехнического института (кафедры Т.Н. Соколова, ОКБ ЛПИ, НПО «Импульс») и завода имени М.И. Калинина.

В сентябре 1960 г. аппаратура, разработанная в ЛПИ и изготовленная на заводе имени М.И. Калинина, была поставлена на ракетный полигон Капустин Яр. Это была специализированная информационная цифровая вычислительная машина «Темп», созданная на кафедре профессора Т.Н. Соколова радиотехнического факультета и предназначенная для автоматизации процесса траекторных измерений баллистических ракет и ИСЗ.

Машина «Темп» получала информацию от радиолокационной станции (дальность, азимут, угол места), оцифровывала ее с большей точностью, проводила необходимую предварительную обработку, привязывала полученную информацию к единому времени, запоминала и отправляла эти данные в вычислительный центр для дальнейшей обработки.

Машина устанавливалась на наземных измерительных пунктах (ИП) ракетных полигонов. Эти ИПы были расположены по трассам запуска ракет с таким условием, чтобы наблюдение за полетом ракеты от точки старта до точки падения было постоянным. Это при испытательных пусках ракет. А для наблюдения за полетом спутников имелись ИПы, которые входили в состав командно-измерительного комплекса (КИК).

командировка на полигоне Капустин ЯрЗадачей КИК является управление полетами ИСЗ, полетами на Луну, Венеру, Марс и т. д. Разработчиком радиолокационной станции было ОКБ Московского энергетического института (ОКБ МЭИ). Это была уже вторая машина, разработанная кафедрой Т.Н. Соколова для данной задачи, более совершенная, более надежная, более удобная в эксплуатации. Первой ИРМ была машина «Кварц», созданная в 1956-58 годах. Машин «Кварц» было изготовлено 8 штук на Ленинградском заводе имени М.И. Калинина (ЗиК), где директором был выпускник ЛПИ Кальченко Николай Антонович.

В течение 1958 г. все 8 машин «Кварц» были поставлены на наземные измерительные пункты полигона Тюра-Там и командно-измерительного комплекса. Машина «Кварц» получила сразу же после запуска 3-го ИСЗ, состоявшегося 15.05.1958, одобрение и руководства полигона Тюра-Там, и руководства КИК, и Главного конструктора С.П. Королева. И уже в апреле 1959 г. Т.Н. Соколов, Н.М. Французов и главный инженер ЗиК Б.С. Кренев получили звание Лауреатов Ленинской премии, а семь сотрудников кафедры Т.Н. Соколова получили степени кандидатов технических наук без защиты диссертации. Но Т.Н. Соколов и его коллеги видели недостатки машины «Кварц», видели пути ее совершенствования и в течение 1959-60 г. вместе с ЗиК разработали и запустили в производство более совершенный вариант ИЦМ, названный «Темп».

В начале сентября 1960 г. машина «Темп» заводской № 1 прибыла на полигон Капустин Яр. В состав бригады входили сотрудники кафедры Т.Н. Соколова молодые инженеры А.Д. Воронин – старший, В.Е. Потехин, а также студенты, оформленные в лаборанты на время командировки, А.К. Гришко, В.С. Казеев. От ЗиК была инженер Рыбенкова Наталья (выпускница кафедры Т.Н. Соколова1960 года и направленная по распределению на ЗиК в числе 12-ти других молодых специалистов), радиомонтажник С. Яблоков, жестянщик-виртуоз Верещагин Николай (для монтажа системы вентиляции), И.О. Зверева, А.М. Зверев.

Командировка длилась до Нового года. Руководство полигона нас не хотело отпускать. Воронин был женат и торопился домой. Поэтому он уехал в Ленинград раньше в ноябре. Другие же были холостыми и жизнь в командировке для тех, кто жил в Ленинграде в студенческом общежитии, была более привлекательной. Нам некуда было спешить. За это время мы силами нашей бригады (с помощью офицеров и солдат) установили аппаратуру, собрали ее, проложили кабели, включили, проверили, стыковали «Темп» со смежными изделиями: РЛС «Кама», аппаратурой службы единого времени («Бамбук-Д»), аппаратурой связи, обучали расчеты.

Мы жили в гостинице на центральной площадке. Каждый день ездили автобусом или в кузове крытого брезентом грузовика на площадку, где был расположен ИП. Нас принимали от полигона офицеры управления измерений майор Г.Г. Эккер, майор К.Б. Кривулин, капитан Ю.Б. Тубанов. Это были технически грамотные офицеры: К.Б. Кривулин 1923 г., участник В.О.В., Юрий Борисович Тубанов 1929 г., выпускник 1954г. физ-меха ЛПИ имени Калинина, призванный в ракетные войска в 1954 г., учился два года в академии имени Дзержинского в Москве.

Г.Г. Эккер, ветеран полигона Капустин Яр, удивил меня своей хорошей подготовкой по высшей математике. Он сразу же стал математически проверять принцип построения нашей аппаратуры, уточнять погрешность измерения параметров траектории ракеты на активном участке полета, когда ракета движется с ускорением. Имя Г.Г. Эккера выбито на гранитном обелиске в честь запуска первой ракеты на полигоне Капустин Яр в октябре 1947 г.

От НИИ-4, заказчика изделия «Темп», в Капустином Яре был капитан Калинкин Николай Михайлович, очень толковый инженер. Потом из НИИ-4 приезжали на стажировку еще два старших лейтенанта, но фамилии их в памяти не сохранились. В это время в Капустином Яре проходили испытательные пуски ракет Р-12 и Р-14 разработки М.К. Янгеля. В отработке этих ракет приняло участие изделие «Темп».

Что запомнилось в Капустином Яре?

1. Очень строгий режим секретности. Он касался многих аспектов поведения, как тех, кто там служил, так и командированных специалистов, которых там всегда было много. Капустин Яр имел тогда почтовый адрес – «Москва 400».

2. Изобилие арбузов. В Ленинграде в те годы арбузов было мало, за ними стояли в очередях. А там, на рынке в поселке Капустин Яр огромные 10-килограммовые арбузы были в достатке.

3. Повальное увлечение офицеров рыбалкой. Рыбалка на Ахтубе была хорошая.

4. Сильные густые туманы в ноябре-декабре, видимость при этом 10 -15 метров.

5. После дождя и тумана вдруг наступал мороз, и полигонная автомобильная дорога превращалась в каток. И бороться с таким оледенением тогда еще толком ненаучились.

6. Визит маршала К.С. Москаленко к нам на аппаратуру «Темп».

памятник героически погибшим 24 октября 1960 г.24 октября 1960 г. на полигоне Тюра-Там случилась катастрофа - на старте взорвалась ракета, погибли многие офицеры-испытатели, солдаты, штатские специалисты. Этот факт был засекречен 35 лет. Погиб и первый главком ракетных войск стратегического назначения Главный маршал артиллерии М.И. Неделин. Новым главкомом РВСН стал Маршал СССР К.С. Москаленко. В декабре 1960 г., знакомясь с полученным огромным хозяйством, он приехал в Капустин Яр.

Нас предупредили накануне, что возможно К.С. Москаленко придет к нам на аппаратуру «Темп». И, действительно, на следующий день в сопровождении минимальной свиты –3-4-х человек военных – Москаленко пришел. Кто-то из свиты сделал краткое сообщение. Потом попросили старшего нашей группы А.Д. Воронина рассказать об аппаратуре «Темп».

Воронин, нисколько не смущаясь, легко и свободно рассказал. В его речи прозвучали слова: Ленинград, Политехнический институт, кафедра профессора Т.Н. Соколова, цифровая ЭВМ, ферритовая логика, высокая надежность, завод имени Калинина. Конечно, эти слова были новые для маршала. Маршал задал пару вопросов, пожал нам руки и ушел со свитой.

Это посещение продолжалось около 20 минут. Думается мне, что этот визит запомнился не только нам, но и Маршалу. Он запомнил, что в Ленинграде есть профессор Соколов, который умеет делать надежную цифровую аппаратуру и передавать информацию по каналам связи и есть завод имени М.И. Калинина, который умеет эту сложную аппаратуру изготовлять.

Маршал Москаленко, получив созданные годом раньше (17 декабря 1959 г.) ракетные войска стратегического назначения, размышлял, как лучше управлять этим сложнейшим хозяйством. Он провел организационные изменения в РВСН, изменил структуру РВСН, ввел армии, дивизии, полки, дивизионы. Он задумал автоматизацию управления РВСН, при нем (в середине 1962 г.) было написано тактико-техническое задание на АСУ РВСН. Ик выполнению этой работы были привлечены Т.Н. Соколов, ставший во главе только что созданного им ОКБ ЛПИ, и завод имени М.И. Калинина.

А.Д. Воронин потом любил рассказывать коллегам, что он долго не мыл руку, чтобы сохранить рукопожатие Маршала.

7. Возвращаясь весной1961 года из Капустина Яра в Ленинград, ясным мартовским утром я стоял на ступенях вокзала в Сталинграде. И вдруг на востоке недалеко от солнца появилось второе солнце. Стоявшие рядом люди не очень удивились, они сказали, что это бомбу испытывают, что жителям города это знакомо.

Завершая эти краткие заметки, хочу сказать, что изделие «Темп» было изготовлено заводом имени Калинина в количестве около сотни экземпляров, было поставлено на все измерительные пункты всех ракетных полигонов и ИПы командно-измерительного комплекса. Если нанести на карту СССР все точки (звездочки), где стояли «Темпы», то получится очень красивая впечатляющая картина, которая может украсить любой музей по истории космонавтики.

Изделие «Темп» находилось в эксплуатации от 15 до 20 лет и было заменено постепенно изделием «Буфер». Изделие «Темп» было второй (после «Кварца») ступенькой в развитии космической темы как коллектива Т.Н. Соколова, так и завода имени М.И. Калинина, в укреплении их авторитета, расширении известности в ракетно-космическом сообществе.

К огромному сожалению, ни в НПО «Импульс», ни на заводе имени Калинина не было сделано фотографий изделий «Кварц» и «Темп». Сохранились только случайные любительские фотографии. Фотографию изделия «Темп» из книги «Ракетчики», ДОСААФ, 1979 г. мы здесь приводим.

В.Е. Потехин, НПО «Импульс», 2010 г.
АО «Завод имени М.И. Калинина»
Газета «Калининец» №10-11

Добавить (отзыв, комментарий)