Историк Петербурга П. Петров об итогах учета населения при Екатерине II

русский историк Петр Николаевич ПетровВ деле разрастания Петербурга, можно назвать царствование Екатерины II, эпохой с которой собственно начинается обращение Невской столицы в европейский город, с возможностью определять у нас нарастание населения приемами, введенными в других столицах.

Оказалось же это потому, что с дней Екатерины II заведены: точнейший учет погребаемых на кладбищах и публикование итогов, родившихся по сведениям, доставляемых из приходов епархиальному управлению, а им сообщаемых начальству каждой губернии и в столицу, Святейшему Синоду…

Конечно, этот путь сбора сведений может считаться точным указанием движения одного русского населения. Что же касается иноверцев, то собираемые о них полицией известия всегда стояли вне условий контроля… Здесь, в Петербурге, впрочем, мы можем без чувствительной погрешности набавлять на них десятую часть итогов православного населения…

Православного населения в Петербурге, по исповедным росписям 39-ти приходских церквей, в 1762 году, оказалось налицо, и с детьми, 51538 душ обоего пола. А допустить мы можем при этом с иностранцами и неговевшими дворовыми — до 60000 всего, но не более.

Здесь уже не гадательные или произвольные итоги, как в иностранных книгах описания Петербурга в XVIII веке, где цифры населения преувеличены настолько, что нельзя их согласить с нашими показаниями, в точности которых не может быть для нас сомнения. Даже приведенными доводами точность показаний исповедных росписей приходов столичных за 1762 год, мы берем вполне их итоги и для наглядного представления плотности населения…

В участке столицы, соседним с Зимнем дворцом, сравнительно немного было застроено в частях: Адмиралтейской и Казанской, тогда как части Спасская и Коломенская только начинали застраиваться, заключая широкие пустыри, сады и болотные пространства. Оттого населённость приходов: Вознесенского, Исаакиевского, Сенновского, Казанского, Конюшенного, Главной Полиции (у Полицейского моста). Адмиралтейского и Морского составляли наличность 7877 душ обоего пола. …Особый отдел столицы, — называлось Литейная сторона.

Северная же часть материковой части столицы, между Невским проспектом, Фонтанкой и Невой, собственно Литейная часть, с небольшим участком Рождественской части у Смольного, представляла самый населенный участок Петербурга, почти сплошь застроенный. Здесь в семи приходах церквей: Конной гвардии (под Смольным), Захария и Елизаветы, Воскресения Христова за Литейным двором, Сергия, Пантелеймона, Спаса Преображения и Семиона Богоприимца, было 12065 душ обоего пола.

Южный же отрезок материковой части Петербурга за Фонтанкой, начиная от Невского проспекта… назывался обыкновенно Московской стороной. Здесь представлялись разрозненные группы построек, только соединявшихся около берега Фонтанки, с удалением от него оказываясь расходящимися в стороны; при существовании и потом долго широких пустырей на болотах.

Х. Г. Гейслер «Ледяные горы на Неве у Смольного монастыря»

…В 1762 году восемь приходов, расположенных между Большой Невой и Фонтанкой, направо от Невского проспекта и по нему за Лиговым каналом до Невской Лавры, заключали 13 183 души православного вероисповедования. Здесь иностранцев было меньше всего. Между тем со значительным числом иноверцев на Литейной стороне, где существовал особый лютеранский приход Св. Анны, население могло представлять общий итог 15 тысяч душ. Тогда как свыше 9000 душ не могло и быть в Адмиралтейской стороне. Стало быть, присчитывая иноверцев, мы можем допустить общий итог материковой части Петербурга, обтекаемой изгибом Невы, до 37 000 с лишком душ, но не более.

Васильевым остров, заключая семь приходов православных и два лютеранских, мог с иностранцами доходить до 9000 душ, принимая итог иностранцев, живших на острове, до 2000 душ. А собственно в семи приходах: Андрея Первозванного, Благовещения, Смоленские Богоматери при кладбище, при Шляхетных Сухопутном и Морском корпусах, при Ингерманландском полку и в Гавани, наличность православного населения в 1762 году составляла по исповедным росписям 6988 душ обоего пола.

Петербургская сторона в 1762 году заключала шесть православных приходов и два собора (Петропавловский и Троицкий). Приходы: Успенского собора, Матфея Апостола, Воскресения Христова при Инженерном корпусе, Введения во храм, Преображения (в Колтовской слободе, Невского полка), да Николы в Посадской (до 6000 душ обоего пола); с крепостью и иноверцами могли заключать 8000 душ, не более.

Наконец, пять приходов, Выборгской стороны по счету православных тоже заключали в 1762 году 5102 души. разделяясь на две неравные части. Охтинский приход переведенцев в Петербург при Петре I заключал 3503 души, на Верхней и Нижней Охте. А в Выборгской части в четырех приходах оказывалось только 1599 душ, а с иностранцами до 2000 душ, не более. Самый большой из четырех приходов — Сампсониевский, был не самый заселенный. Он заключал только 465 душ. Сухопутный и Морской госпитали по исповедным росписям показали прихожан 984 души, а приход Тихвинской Богоматери, состоявший в одной Береговой Слободе, заключал 150 душ.

В 1762 году распределение населения по сословиям в Петербурге представлялось в следующем виде:

  • войска — 30064 души;
  • разночинцев — 6454;
  • дворовых — 5610;
  • крестьян — 5398;
  • приказных — 1359;
  • посадских (купцов и мещан) — 1255;
  • духовных — 398.

Из книги историка Петра Николаевича Петрова (1827-1891) «История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления по учреждениям о губерниях 1703-1782», глава «Императрица Екатерина II».

Добавить комментарий