«Автомобиль без шофера» Льва Моисеевича Раховича

Он свободно поместится на письменном столе и даже может проделать по нему коротенький рейс. А на полу ему совсем раздолье. Присоединить шнур к штепсельной розетке — и путешествие начинается.

Инженер-изобретатель Лев Рахович демонстрирует самоуправляемый автомобиль, 1960 год

Инженер-изобретатель Лев Моисеевич Рахович демонстрирует «автомобиль без шофера»

Поперек пути поставлены на ребро доски. Жужжат моторчики, машина идет вперед, все ближе препятствие — вот-вот наткнется, но нет! Невидимый шофер понял, как избежать опасности, и машина, повернув в сторону, двинулась вдоль досок.

А теперь поставим доску под углом. «Сообразит» ли шофер, куда ему свернуть — вправо или влево?
«Сообразил»!

— Можно, если желаете, проверить способность машины выйти из любого закоулка, — предлагает изобретатель Рахович. И вот доски уже расставлены хитроумным лабиринтом.

Да, положение… Машине не развернуться, в одну из досок она все-таки уперлась. Пятится. Поворачивает колеса так, чтобы не наткнуться. Снова идет вперед — до следующего препятствия. Задний ход. Поворот. Столкновение. Еще поворот. Скорость…

Сколько бы ни было преград перед машиной, она еще и еще повторит свои маневры, а выход из тупика все же найдет!

Автомобилю без шофера мало уметь обходить препятствия: он должен подчиняться правилам уличного движения. Перед идущей машиной Рахович выставляет красную лампочку; как будто на светофоре вспыхнул красный свет. Машина как ни в чем не бывало продолжает двигаться. Изобретатель, улыбаясь, подносит ко рту свисток.
— Машина еще не знает о существовании этого правила, — объясняет Рахович.
— Вот сейчас ей милиционер объяснит. Засекайте время!

Властная трель — модель остановилась. Секунда, вторая, третья, четвертая… На исходе пятой секунды модель продолжила свой путь. Но теперь, когда перед ней появляется красный свет, невидимый шофер тормозит машину. Погас красный сигнал — вновь движется вперед. Раздается зычный крик «Стой» — опять замирает на месте.
— Может случиться, необходимо затормозить и без красного сигнала, — поясняет Рахович…

Самоуправляемой моделью автомобиля, построенного инженером Раховичем, заинтересовались ленинградские производственники. Многое еще надо сделать, чтобы на улицах наших городов появились автомобили без шоферов, но эти машины со временем будут!

Источник: А. Еромицкий «Обученный автомобиль». Журнал Костёр № 2, 1960 год.

На выставке демонстрируется кибернетический светофор Льва Раховича

Экскурсовод павильона «Транспорт СССР» В.А. Жулев рассказывает о кибернетическом светофоре. Фото О. Кузьмина. Фотохроника ТАСС

Лев Моисеевич Рахович еще до изобретения «беспилотного автомобиля», на ВДНХ в павильоне «Транспорт СССР» представил кибернетический светофор, который не только регулировал движение автотранспорта на перекрестках, но и вел подсчет прошедших автомобилей. Кибернетический светофор был ранее успешно протестирован в Ленинграде на перекрестке Полтавской улицы и Староневского проспекта.

Ученый-радиотехник, писатель-публицист, автор научных книг, учебных пособий и монографий Юрий Окунев: «…Сказать, что Лева был необыкновенно талантливым человеком, – ничего не значащая фраза. За мою долгую профессиональную работу и в исследовательских радиотехнических институтах бывшего Советского Союза, и в крупнейших телекоммуникационных фирмах США я не встречал столь талантливого инженера, как Лев Рахович. Главной чертой его таланта было находить нетривиальные решения любых технических проблем там, где, казалось бы, поиски бессмысленны.

…Со времен разработки кибернетического светофора и до конца своей жизни Лева Рахович был компьютерным человеком, для него компьютерная программа была не просто инструментом решения некоей задачи, а нематериальным воплощением творческой мысли человека, аналогом управляющей функции, ниспосланной живому существу из абстрактных сфер мироздания».

Добавить комментарий