Первая женщина-композитор в России

Валентина Серова (Бергман)Первой женщиной-композитором в России стала Валентина Серова (урожденная Бергман). Она родилась в 1846 г. в Москве, в еврейской семье. Ее родители владели небольшим магазином колониальных товаров. Своим детям, сыну Александру и трем дочерям Аделаиде, Софье, Валентине, они дали хорошее образование.

Поступая в школу, Валентина уже читала на трех языках. Когда девочка подросла, Русское музыкальное общество направило ее в Петербургскую консерваторию в качестве своей стипендиатки. Сам А.Г. Рубинштейн взял ее к себе в ученицы. Через год Валентина оставила консерваторию, вышла замуж за композитора-теоретика, музыкального критика и педагога А.Н. Серова.

Ей было 17 лет, а мужу — 43 года. Он был уже известен. С большим успехом шла в Мариинском театре его опера «Юдифь», написана опера «Рогнеда». Он читал лекции о музыке. Своих слушателей очаровывал огромной эрудицией, «привораживал своим красноречием». Прадед Серова — естествоиспытатель К. Габлиц — был евреем.

С Валентиной у Серова было много общего — общие мысли, общие любимые авторы — Гомер и Шекспир. По определению Валентины, они составляли «одну душу».

Серова ввел жену в круг своих друзей в России и за границей. Интересная собеседница, она быстро вошла в число друзей Тургенева и Полины Виардо, Льва Толстого, Вагнера, Листа. Долгие годы она поддерживала дружеские отношения с Репиным, Антокольским, Шаляпиным, Мамонтовым, Успенским.

Супруги создали журнал «Музыка и театр», в котором публиковали свои теоретические работы. Журнал просуществовал только один год.

По драме Островского Серовым была написана опера «Вражья сила». Закончить оперу композитор не успел, это сделала его жена Валентина Семеновна. Валентина Серова написала пять опер: «Уриэль Акоста», «Илья Муромец», «Мария д’Орваль», «Встрепенулись», «Мироед». Наиболее известной и значительной оказалась опера «Уриэль Акоста».

Прожили они вместе 8 лет. После смерти мужа Валентина написала воспоминания о нем. «Когда передо мною возникает образ этого ученого, человека с колоссальной эрудицией, с блестящим талантом, с разносторонним развитием, как-то странно представить себе мою ничтожную фигурку рядом с ним — этим колоссом…».

Сестры Бергман — Валентина, Аделаида и Софья

Сестры Бергман (слева направо): Валентина, Аделаида и Софья. Фото 1860-х гг.

Через два года после женитьбы, в 1865 г., у Серовых родился сын Валентин — будущий великий художник.

Валентина Бергман-Серова после смерти мужа осталась одна с шестилетним сыном. Маленький Тоша (уменьшительное от Валентоша) рано увлекся живописью. Рисунки сына Валентина Семеновна послала другу семьи скульптору М. Антокольскому и по его совету в 1876 г. передала Тошу в надежные руки И. Репина.

Через некоторое время она второй раз вышла замуж за врача В. Немчинова, с которым познакомилась в доме С. Мамонтова.

У Тоши вскоре появились маленькие брат и сестра. Замешанный в политических событиях, Немчинов был отправлен в ссылку. По возвращении из ссылки вскоре умер от сыпного тифа. Маленьких детей Валентина Серова отвезла в Сочи, на воспитание к другу семьи.

Старший сын Тоша получил хорошее общее образование. В 16 лет поступил в Академию художеств. С этого момента для него началась самостоятельная жизнь, самостоятельные заработки. Валентин Серов на всю жизнь сохранил к Репину теплые родственные чувства. Знаменитый художник умер в 1911 г., он прожил 46 лет.

Воспоминания о муже А. Серове Валентина Семеновна писала около 40 лет и не намеривалась их публиковать при своей жизни. Смерть сына изменила ее планы, она стала писать воспоминания о нем, а затем выпустила их вместе с мемуарами о муже в 1913-1914 гг.

В 1918 г. Валентина Семеновна отправилась в село Судосево (Симбирская губерния), где она занималась просветительской деятельностью среди крестьян. Там ею была построена хоровая школа, организована столовая для бедных, сиротский дом, закупка лекарств. Там она перенесла третий инсульт. В 1922 г. А. Луначарский распорядился перевезти парализованную женщину из деревни в Москву. В 1924 г. в возрасте 78 лет она умерла.

Она осталась в истории, как первая женщина — оперный композитор, жена и сподвижница выдающегося композитора и музыкального деятеля, мать великого художника, как женщина, посвятившая многие годы развитию музыкальной культуры в деревне.

Автор: Бальбина Коган. № 3 (27) газета «Хэсэд, Шалом» 2000 год.

Добавить (отзыв, комментарий)