Станция метро «Приморская». К морю — на метро!

Новый участок Невско-Василеостровской линии в строю.
Знаменательно, что движение по новому участку началось в канун Дня Советской Конституции. Социально-экономические условия развитого социалистического общества обеспечивают успешное воплощение в жизнь смелой градостроительной идеи — превращения Ленинграда в приморский город. Ввод в действие станции «Приморская» — наглядное тому свидетельство.

Наличный мост, метро Приморская — старое фото

Новая станция метро находится у пересечения Наличной улицы с рекой Смоленкой. Выходишь из наземного вестибюля, и тебя встречает свежий балтийский ветер. Отсюда до берега залива несколько сот метров. Ближайший путь к морю лежит вдоль русла Смоленки. Это и есть будущая эспланада, которая пространственно свяжет морскую набережную с архитектурными ансамблями города. Там, где Смоленка впадает в залив, высится закладной камень: здесь будет сооружен монумент в честь Великой Октябрьской социалистической революции, боевых и трудовых побед, одержанных ленинградцами под руководством партии Ленина.

Многие здания, призванные формировать морской фасад Ленинграда, уже построены. Раскинула крылья гостиница «Прибалтийская». Смотрятся окнами в залив белокаменные корпуса новых жилых кварталов. Работают детские сады, школы, АТС, универсам.

Много построено, но еще больше предстоит построить. Лицо будущей морской панорамы определяют сегодня башенные краны и дощатые строительные заборы. Строится здание НИИ Арктики и Антарктики, поднимет этажи Морской вокзал, закладывается фундамент Дворца культуры энергетиков, возводится набережная, сооружается мост…

У прибережной полосы разом обрывается городская застройка. Впереди — небо и море. Они сливаются на горизонте, и видно, как по Морскому каналу идут в наш город корабли.

Сейчас на берегу холодно, осенний ветер срывает с верхушек волн белую пену, но летом здесь полно народа. Вода в заливе чистая, и жарким днем побережье пестрит купальщиками. Плохо ли, когда в городе есть морской пляж!

Метро Приморская — якоря и цепь в вестибюле

С вводом нового участка метро море как бы приблизилось к центру города. Теперь Ленинград с полным основанием может именоваться приморским городом. От станции «Приморская» до станции «Гостиный двор» всего два перегона — шесть с половиной минут езды. Пробег до «Маяковской» согласно графику — занимает девять минут!

Метрополитен — самый современный вид городского транспорта. Подземные линии города — это 38 станций (в 2022 г. действуют 5 линий и 72 станции), 64 километра стальных путей. Дальнейшее расширение Ленинградского метрополитена — важный раздел комплексного плана экономического и социального развития города и области.

Вслед за «Приморской», в 1981 году, планируются ввести станции «Пролетарская» и «Обухово» на южном направлении Невско-Василеостровской линии. В 1983 году эта линия протянется до Рыбацкого. На 1982 год намечен ввод участка Московско-Петроградской линии со станциями «Черная речка», «Проспект Испытателей» (на самом деле назвали «Пионерская», приурочив к 60-летию создания Всесоюзной пионерской организации, станцию открыли 4 ноября 1982 года) и «Удельная». В конце пятилетки эта трасса через Озерки, Шувалово будет продолжена до промзоны Парнас.

В будущем году начнутся работы по созданию новой, четвертой линии Ленинградского метрополитена. Она соединит жилые кварталы на Правом берегу Невы с центром города. В перспективы — строительство пятой линии, которая пройдет от Купчино через центр в северо-западную часть Ждановского района (с 1989 года Приморский). К1990 году общая протяженность подземных магистралей должна вырасти более чем в два раза и составит 130 километров (на 2022 год эксплуатационная длина составляет 113.6).

Высокие темпы жилищного строительства требуют быстрого ввода новых участков метрополитена, сокращение сроков их сооружения. Трасса до «Приморской» построена на три месяца раньше планового срока и на месяц раньше, чем предусматривалось социалистическими обязательствами на четвертый год пятилетки.

Опережение достигнуто благодаря энтузиазму и ударному труду метростроевцев. На сооружении участка они внедрили принципиально новые технологии решения, применили высокопроизводительные механизмы, использовали прогрессивные формы организации труда.

Роза ветров в вестибюле метро Приморская

В прошлый раз, когда по трассе прошел первый пробный поезд, наша газета подробно писала о передовиках соревнования. Сегодня необходимо добавить, что на стройке действовал рабкоровский пост «Вечернего Ленинграда». Под каждым сообщением рабкоровского поста стояло имя бригадира гранитчиков Ленметростроя Виктора Михайловича Юдина. Теперь ленинградцы могут оценить его рабочее искусство. В центре среднего зала из разных пород камня выложены две розы ветров. Сложнейшую инкрустацию выполнил наш рабкор собственноручно!

Еще один активист рабкоровского поста — Анна Васильевна Стасова. Она — ветеран Метростроя, в послевоенные годы была проходчиком. Теперь среди проходчиков женщин нет. На строительстве участка до «Приморской» она была партгрупоргом объединенной партгруппы. Под ее руководством члены партгруппы организовали ежедневное дежурство на стройплощадке, выявляли случаи простоев, брали под огонь критики все, что мешало делу. Строить быстро, экономично, на современной технической основе — вот лозунг коммунистов Метростроя.

Оформление станции «Приморская» (авторы проекта — архитекторы В.Н. Соколов, М.И. Стародубов, В.А. Реппо) посвящено русскому и советскому флоту. Тема приморского города нашла отражение в художественном убранстве подземного вокзала. Но рассказывать подробно о всех деталях оформления нет надобности, потому что к тому часу, когда читатель развернет этот номер газеты, станция уже будет открыта, и он сам сможет увидеть, как она выглядит. Движение на новом участке открыто. Хороший подарок получили ленинградцы ко Дню Советской Конституции!

Источник: С. Райкин. Газета «Вечерний Ленинград», сентябрь 1979 г.

Добавить (отзыв, комментарий)