Пересечение Невского и Садовой — «Деловой перекресток»

Перекресток Невского проспекта и Садовой улицы — дореволюционное фотоПересечение Невского проспекта и Садовой улицы — самое многолюдное место Санкт-Петербурга. Этот перекресток связан с рядом исторических событий.

«Перекресток Невского проспекта и Садовой улицы широко известен как признанный всеми неофициальный центр Петербурга. Сказав «Встретимся в центре», можно не сомневаться, что вы найдете друг друга, даже не обозначив адреса. Но на языке городского фольклора этот перекресток имеет и другое название. Это и «Деловой перекресток» и «Черный угол» — на блатном жаргоне, и «На углу Невского и шампанского» — с тех пор как в 1970-х годах в одном из зданий на этом углу открылся магазин «Шампанское».

Среди многих ленинградцев живы воспоминания о трагическом дне 3 августа 1943 года, когда прямым попаданием фашистского артиллерийского снаряда на трамвайной остановке на углу Невского и Садовой было одновременно убито 43 человека. С тех пор этот перекресток называется «Кровавым». Не исключено, что на возникновение такого скорбного топонима повлияли давние воспоминания о расстреле войсками Временного правительства демонстрации 3 июля 1917 года, который произошел на этом перекрестке.

Мы уже говорили о переименовании Невского проспекта в проспект 25-го Октября. Это произошло в 1918 году. В 1923 году была переименована и Садовая улица. Она стала называться улицей 3-го Июля. Подобные переименования вызывали искренние недоумения и у простого народа:

Старушка спрашивает у милиционера, как ей пройти в Пассаж.
— Пойдете, бабушка, с 3-го Июля до 25-го Октября…
— Милый, это мне три месяца топать?

В 1960-х годах и на этом перекрестке Невского проспекта был сооружен подземный переход. В отличие от «Теплой трубы», ведущей к Михайловской улице, его стали называть «Холодной трубой». Еще в 70-х годах здесь появились редкие и непривычные в те годы нищие. Судя по фольклору, они принципиально отличались от современных. Рассказывали об одной старушке, которая ежедневно, вызывая дружелюбное сочувствие у прохожих, стояла с протянутой рукой в подземном переходе. Верить в нищету и голод советским людям вовсе не хотелось. Родилась легенда о том, что на собранные таким образом деньги старушка покупала хлеб и крошила его голубям в сквере перед Пушкинским театром». (Н.А. Синдаловский «Петербург. От дома к дому… от легенды к легенде… Путеводитель» С. 90-91, СПб: «Норинт», 2007 г.)

Примечание. Рядом с перекрестком Невского проспекта и Садовой улицы у Гостиного двора находился знаменитый черный рынок города — ленинградская «Галера». «Крыша. Устная история рэкета» Е.В. Вышенков: «Нижняя и верхняя галереи «Гостиного Двора», обращенные к Невскому проспекту, вошли в историю города как Галера. Жители Ленинграда и зажиточные провинциалы в течение многих лет приходили сюда, чтобы купить дефицитные импортные вещи. На этих 230 метрах от выхода из станции метро «Гостиный Двор» до Думской улицы каждый день с самого утра тусовались сотни теневых дельцов, которые умудрились эти вещи выменять или купить у иностранцев».

Трагические события на пересечении Невского пр. и Садовой ул. произошли 4 июля 1917 года. Ответственность за расстрел никто на себя тогда не взял.

Добавить (отзыв, комментарий)