Тюрьма Трубецкого бастиона

Музей-мемориал — тюрьма Трубецкого бастиона расположена в юго-западном углу Петропавловской крепости. Здесь туристы могут ознакомиться с холодными, мрачными камерами. В начале тюрьма Трубецкого бастиона была открыта как подследственная, оборудовали 69 камер (по 22 кв. м.).

Тюрьма Трубецкого бастиона для политических заключенных действовала до 1921 года (официально была закрыта в марте 1918 года), построена по проекту инженеров К.П. Андреева и М.А. Пасыпкина. Здесь побывали члены «Земля и воля», народовольцы, всего более полутора тысяч человек. Среди заключенных в разное время: П.А. Кропоткин, Г.А. Лопатин, В.Н. Фигнер, А.И. Ульянов, Б.В. Савинков, М. Горький, Л.Д. Троцкий, А.Л. Парвус и др.

Коридор — тюрьма Трубецкого бастиона

После февральской революции в Трубецкой бастион были заключены царские министры и руководители политической полиции, а позднее члены Временного правительства.

Тяжелее всего из-за сырости и холода приходилось заключенным в камерах внутри валов, узники быстро заболевали туберкулёзом. Политзаключенные не видели друг друга, а тюремщиков лишь мельком. Революционер-анархист Петр Алексеевич Кропоткин, в своих воспоминаниях отмечал ужасную сырость в камере, стены всегда были такие мокрые, что казалось, будто их специально поливают каждый день водой.

Камера каторжанина —  тюрьма Трубецкого бастиона

Коридоры были покрыты коврами, которые гасили звуки шагов охранников, которые еще надевали тапочки на кирзовые сапоги. Тюремщики подкрадывались и наблюдали в глазок за заключенными. Психологически — это было очень тяжелым испытанием в одиночке. Только «зеленые мундиры» имели право видеть лица осужденных и отдавать им приказы (разговаривать было запрещено). Кроме обычных одиночек на каждом этаже был предусмотрен карцер. Некоторые заключенные были лишены посещений, и им запрещали читать. Многие в результате одиночного содержания сходили с ума.

Двор — тюрьма Трубецкого бастиона

Иногда заключенные перестукивались друг с другом при помощи специального тюремного алфавита, напоминающего азбуку Морзе. Кто попадался за таким занятием, жестоко наказывали — переводили в карцер, где отсутствовал свет, а узников держали на хлебе и воде. За всю историю существования из главной политической тюрьмы царской России не произошло ни одного побега.

Добавить (отзыв, комментарий)