Механический завод «Промет» — Ленинградский мотоциклетный завод — Ленинградский завод «Россия»

значок завод «Россия»На Свердловской набережной, д. 44 (до 1925 г. Полюстровская наб., 5) работал Ленинградский государственный завод «Россия» Министерства радиопромышленности СССР. Из истории: В 1911 г. в Санкт-Петербурге на базе механических мастерских, где выпускали осветительные приборы и взрывобезопасную тару, был основан механический завод акционерного общества «Промет».

С 1912 года предприятие выполняло заказы Главного Артиллерийского управления и Военно-Морского ведомства, производили прожекторные станции, амуницию для артиллерийской конной тяги, ручные гранаты, противогазы, подводные мины и бомбы. После национализации в 1918 г. механического завода АО «Промет» здесь выпускали гранаты, ружейные перископы, а позднее чайники и сковородки из корпусов мин и бомб.

В 1921 году предприятие переходит в подчинение треста Петроградских заводов массового производства. На заводе стали производить пожарные машины и мотоциклы, оборудование: огнетушители, мотопомпы, автомобильные насосы, гидравлические затворы, гидропульты и др. В 1930 году в кооперации с другими предприятиями треста «Тремасс» на заводе выпустили первый советский мотоцикл «Тремасс-300». Мотоциклы завода принимали участие в параде на Красной площади, двигатели для них были сделаны на заводе «Красный Октябрь». В 1934 г. на предприятии собрали первый в СССР пожарный мотоцикл «Л-600».

завод «Промет»

Завод «Промет». Фасад лицевого корпуса. Фото начала 1920-х гг.

В 1940 году механический завод «Промет» получил новое название — Ленинградский мотоциклетный завод. Перед Великой Отечественной войной на мотоциклетном заводе начали осваивать производство военных мотоциклов М-72, выпускать которые стали в эвакуации в городе Горьком. Заводу вернули название «Промет», и на оставшемся оборудовании в блокадном Ленинграде организовали выпуск огнетушителей, пожарных топоров, боеприпасов для Ленинградского фронта.

С 1952 года машиностроительное предприятие перепрофилировали под радиотехническое производство. Было создано Особое Конструкторское Бюро (ОКБ). Завод № 648 приступил к выпуску радиотехнической аппаратуры для радиолокационных станций. В 1953 г. здесь приступили к выпуску легендарных телевизоров КВН-49. В 1958 г. был выпущен первый в Советском Союзе радиолокатор для радиолокационной посадки самолетов в сложных метеорологических условиях.

С 1959 по 1965 год на предприятии был освоен выпуск новых радиолокационных систем, в том числе системы слепой посадки самолетов РСП-6, аппаратуры службы единого времени для обеспечения космических исследований, модели массового телевизионного приемника «Заря». В 1966 г. предприятию присвоили новое название — Ленинградский государственный завод «Россия» в составе Министерства радиопромышленности СССР. С 1974 г. завод входил в состав производственного объединения «Красная Заря», а позднее в НПО «Россия». После распада СССР — ФГУП «Завод «Россия», признан банкротом, в 2004 г. организация ликвидирована.

Комментарии, отзывы  
#1 Анатолий 13.11.2023 16:20
Работал на заводе РОССИЯ с 1979 по 1995 год, и именно на РСП-6 М2 регулировщиком радиоаппаратуры. И до сих пор с теплом вспоминаю время работы на заводе РОССИЯ, 22 цех.
Добавить (отзыв, комментарий)