Филармоническое общество в становлении музыкальной жизни Петербурга

Вид на «Дом Энгергальда», Невский проспект, 30Огромную, подлинно историческую роль в становлении музыкальной жизни Петербурга сыграло Филармоническое общество, основанное в 1802 году. Среди главных учредителей — виолончелист Д. Бахман, композитор и фаготист А. Булландт, историк и литературовед Ф.П. Аделунг и др.

В проводимых концертах исполнялись оратории Йозефа Гайдна, симфонии, оперные увертюры, «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта. Оратория «Христос на Масличной горе», симфонии, увертюры, концерты, «Торжественная месса», фантазии для фортепьяно с хором и другие сочинения Людвига ван Бетховена. Мессы Луиджи Керубини, «Реквием» Гектора Берлиоза, произведения Джоаккино Россини, Михаила Глинки и других великих композиторов.

В концертах участвовали придворно-певческая капелла, оркестры и солисты русской, немецкой и итальянской оперных трупп столичного Петербурга.

С начала 19 века деятельность Филармонического общества проходила в старинном здании (Невский проспект, дом 30, здесь с 1949 года расположен Малый зал филармонии имени Д.Д. Шостаковича), после перестройки 1829 года известном как «Дом Энгергальда», а с 1840-х годов — в помещении Дворянского собрания, сейчас Большого зала Филармонии. Выступали крупнейшие композиторы, дирижеры, пианисты, инструменталисты, певцы. Вот только некоторые имена: Ф. Лист, А. Рубинштейн, К. Шуман, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, П. Виардо.

Знаменательным событием мирового масштаба в музыкальной деятельности Филармонического общества стало впервые исполненная хором Придворной певческой капеллы 7 апреля (26 марта по старому стилю) 1824 года «Торжественная месса» Бетховена. При жизни автора гениального произведения в Вене прозвучали лишь фрагменты, да и то позже. Людвиг ван Бетховен еще за год до знаменитого петербургского концерта отправлял «по городам и весям» письма, в которых предлагал купить за 50 дукатов «Торжественную мессу» (экземпляр рукописной копии партитуры).

Один экземпляр копии приобрел князь Николай Борисович Голицын, талантливый виолончелист и страстный поклонник творчества Бетховена, по его заказу композитор написал три квартета — сочинения 127, 130 и 132. Другую копию партитуры купил Александр I.

Малый зал филармонии имени Д.Д. Шостаковича

Концерт прошел с потрясающим успехом, извещая об этом событии композитора Голицын, написал в заключение: «Ваш гений опередил век, и (хотя) теперь, возможно, не найдется слушателя, который бы достаточно просвещен, дабы вполне насладиться всей красотой Вашей музыки, но потомки будут благоговеть перед Вами и благословлять Вашу память в большей мере, чем это доступно Вашим современникам».

Музыковед, музыкальный критик Вильгельм Ленц, в своей книге о Бетховене рассказывает, какое глубокое впечатление произвела на него 9-я симфония: «Когда симфония впервые исполнялась в Петербурге (17 марта 1836 года), я встретил на репетиции знакомого композитора Глинку. Мы сидели на ступенях возле окон в зале Энгельгардта, выходящих на Невский… Во время скерцо Глинка воскликнул, закрыв лицо руками: «С этим ничто не может сравниться. О! Это невозможно».

Концерты Филармонического общества посещали представители разночинной интеллигенции и аристократии. В.В. Энгельгардт, владелец дома, в котором, начиная с 1830 года, проходили концерты, был давним знакомцем Александра Сергеевича Пушкина. Поэт не раз гостил у него, нередко посещал и концерты.

Иван Сергеевич Тургенев писал в «Литературных и житейских воспоминаниях», что видел Пушкина на концерте в зале Энгельгардта «незадолго до роковой дуэли». В духовной жизни поэта музыка занимала значительное место. Одним из многих источников музыкальных впечатлений поэта были в 30-е годы, наряду с оперными спектаклями, концерты Филармонического общества, где звучали произведения Глинки и Россини, творения Бетховена, Моцарта, Гайдна.

Почётными членами Филармонического общества в разные годы становились выдающиеся зарубежные и русские музыканты, среди них: Д. Бортнянский, М. Глинка, К. Давыдов, А. Даргомыжский, О. Козловский, А. Улыбышев, М. Резвой, Антон и Николай Рубинштейны, Л. Ауэр, Г. Венявский, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Й. Гайдн, Л. Керубини, Ф. Лист, Дж. Мейербер и др.

Добавить комментарий