Паровая конка, паровой трамвай в Петербурге

Паровой трамвайИнтересный вид общественного транспорта — «паровая конка» появился в Петербурге в последней четверти XIX века, став дополнением к привычной тогда обычной конке. Действовали две линии — Лесная и Александро-Невская, которая вела в один из крупнейших районов города за Невскую заставу.

Александро-Невская линия начиналась близ Знаменской (Восстания) площади у доходного дома Эссен-Стенбок-Фермора, барона Фредерикса на Лиговке (теперь там находится гостиница «Октябрьская»), шла мимо Семянниковского завода («Невский завод»), Обуховского (завод «Большевик», АО «ГОЗ Обуховский завод») до деревни Мурзинки, где у «Скорбященской» церкви находилось кольцо.

За проезд на паровой конке нужно было заплатить 5 копеек за проезд в вагоне, если человек поехал в отрытой части 3 копейки, а в ночное время тариф увеличивался в два раза.

Лесная линия проходила от гинекологической клиники Виллие Военно-Медицинской академии по Сампсониевскому проспекту до парка Лесотехнической академии и заканчивалась у Красного пруда (Институтский проспект).

При своем создании новый вид транспорта получил официальное название «паровых конных железных дорог» или «паровой конки». Обиходное словосочетание «паровой трамвай» широко распространилось только после 1907 года, когда по улицам Санкт-Петербурга пошли электрические трамваи.

Лев Васильевич Успенский в книге «Записки старого петербуржца» рассказывал:

«Более или менее обычный маленький локомотив был, как бы обшит некоей металлической коробкой, превращен в нечто похожее на заводские паровозы-танки. Внутри коробки, вокруг котла, был проход… Вагоны — коночного типа, некоторые тоже с империалами (открытая площадка с сиденьями на втором ярусе), но были и открытые, летние. Вдоль этих во всю длину тянулись общие подножки, сиденья на платформах были расположены поперек, стенок не было, а входные проемы задергивались бело-синими занавесами, спускавшимися с крыши…».

Паровой трамвай на Большом Сампсониевском проспекте

На фото: Паровой трамвай на Большом Сампсониевском проспекте. 1909 год. Фотограф К. Булла.

«Паровой трамвай» сняли с маршрутов в начале 1920-х годов, так как его с успехом заменил «электрический собрат».

Прошли годы. Казалось, «паровичек» забыт навсегда. Но вот грянула Великая Отечественная война, враг окружил Ленинград, систематические обстрелы разрушили во многих местах трамвайную контактную сеть.

Ленинградцы быстро нашли выход, вспомнив о «паровой конке». Трамвайные вагоны стали прицеплять к небольшому паровозу — «кукушке», который доставлял их к местам назначения. Одна из таких линий действовала на проспекте Стачек, доходя буквально до передовых позиций наших войск, снабжая жизненно необходимыми грузами, вооружением.

Добавить (отзыв, комментарий)