Новый Эрмитаж — проект Лео фон Кленце

Расположенное на Миллионной улице здание Нового Эрмитажа построено в 1842-1852 годах по проекту представителя западноевропейского неоклассицизма немецкого архитектора Лео фон Кленце. В 1838 году Николай I посещал Мюнхен, где и заказал создание проекта музея для коллекции Эрмитажа.

здание Нового Эрмитажа

Фото: Здание Нового Эрмитажа. Фотолитография фирмы «Фотохром Цюрих», источник — disk.yandex.ru

Создали Особую комиссию для реализации проекта. Главой комиссии стал граф Пётр Андреевич Клейнмихель, пользующийся особым расположением и доверием императора. В подчинении у него были архитекторы А. П. Брюллов и Н. Е. Ефимов, В. П. Стасов и инженеры И. К. Кроль, В. П. Есаулов и А. Д. Готман. 5 февраля (по старому стилю) 1852 года состоялось торжественное открытие.

современное фото здания Нового Эрмитажа

Новый Эрмитаж декорирован каменными наличниками из плит желтого известняка вокруг окон первого этажа и скульптурами великих мастеров прошлого, установленными в нишах стен и на консолях (Оната, Смилида, Маркантонио Раймонди, Дедала, Винкельмана и Рафаэля Моргена).

Портик украшен фигурами героических атлантов из сердобольского гранита (разновидность плагиогранита, гранито-гнейс, который в серьезных масштабах добывали в 1770-1930-х гг. в каменоломнях на островах и берегу севера Ладожского озера, вблизи от города Сердоболь — Сортавала).

«Императорский музеум» Новый Эрмитаж был задуман императором Николаем I как первый в России общедоступный музей. Первоначально предполагалось строить музей фасадом к Зимнему дворцу, рассчитывая на снос зданий Старого и Малого Эрмитажа. Но, после раздумий (император категорически отверг эту идею) решили их не трогать, и вход перенесли на Миллионную улицу.

скульптуры атлантов, вид из окна музея

Ведущий научный сотрудник Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа Марина Ильина:

«Ситуационный план менялся 3 раза, сначала предполагалось, что музей будет поставлен под углом к Миллионной улице, но потом выяснилось, улица слишком узка и такое построение здание не очень удобно и его немного изменили. Первоначально даже портик с атлантами находился в другом месте, «смотрел» на Малый Эрмитаж, находился в проезде между дворами, и предполагалось его сделать там, где стоит на первом этаже хорошо всем известная Большая Колыванская чаша. Потом стало понятно, что пространство слишком маленькое и портик с атлантами перенесли на Миллионную».

Архитектор задумал поставить у входа торжественный портик. Скульптор, академик Императорской Академии художеств Александр Иванович Теребенев, получивший заказ на создание скульптур атлантов, взял на себя все работы: заготовку монолитов, доставку их с берегов Ладожского озера на баржах и обучение каменотесов (он набрал более ста мастеровых и обучал их более года), содержание флигеля для людей и помещений под мастерские.

Помощник скульптора Гавриил Афанасьевич Балушкин, мастерская которого находилась по Гороховой улице в доме № 46, писал: «Каждому мастеру назначили свое дело, к чему кто приучен был: одни отделывали низы, другие руки, кто торс, а кто ноги. Лицо каждой скульптуры оканчивал Теребенев сам своими руками».

внутри Нового Эрмитажа

Войдя с Миллионной улицы через главный вход Нового Эрмитажа к собраниям Императорского двора, посетители попадают в вестибюль с колоннами из розового финского «морского» гранита. Вверх из вестибюля ведет величественная лестница (три марша 21-22-23 ступени) с колоннами, выполненными из сердобольского гранита вдоль периметра ее верхней террасы.

Во время блокады Ленинграда 29 декабря 1941 года в портик попал снаряд, который «нанес атланту рваную рану» на торсе, но как писали газеты: «атлант, не смотря на полученное повреждение, продолжает держать полуразрушенный портик Нового Эрмитажа».

Добавить (отзыв, комментарий)