Театральная площадь в 18 — 19 веке

Театральная площадь принадлежит к числу широко известных в Санкт-Петербурге архитектурных ансамблей, где можно увидеть здания Консерватории и «старого» Мариинского театра. Ограниченная площадь со всех сторон извилистым каналом Грибоедова и прямым Крюковым каналом, строго прочерченные линии улиц Декабристов и Союза Печатников, особенно живописно выглядит в вечерние часы.

Театральная площадь возникла в конце 18 века, в те времена еще не обустроенная домами, она была намного шире, чем сейчас. В расположенном здесь деревянном строении «амфитеатре» — устраивали разные представления. Проводились любительские спектакли, рыцарские конные турниры по образцу французских конных игр, называемые каруселями.

Зрители, расположившись на скамьях «амфитеатра», с интересом наблюдали за участниками турниров, состязавшимися в силе, ловкости и умении держаться на лошадях, двигающимся по кругу. Поэтому площадь в то время называли «Карусели».

Большой театр и театр-цирк в Санкт-Петербурге

Фото: Большой театр и театр-цирк в Санкт-Петербурге из альбома И.Е.В. Великого князя Михаила Николаевича. Русский художественный листок, 1853 год. Источникwww.digar.ee

Когда «амфитеатр» стал ветхим, по указу Екатерины II в 1773 году начали возводить каменное здание театра. Построенный по проекту Антонио Ринальди на месте нынешней Консерватории Большой театр открылся в 1783 году. Предназначенный «для комедий, трагедий, опер, концертов и маскарадов», он являлся одним из самых крупных в Петербурге зданий. С постройкой этого Большого каменного театра площадь стала называться «Каменного театра» (названия менялись «Карусельное место», «Брумбергова площадь», «площадь Каменного театра» и с 1821 года «Театральная»).

Сцена из оперы «Осада Гента» в Большом театре Петербурга, Театральная площадь

Фото: Сцена из оперы «Осада Гента» (представлена первый раз 20 февраля 1853 года в Большом театре Петербурга). Альбом И.Е.В. Великого князя Михаила Николаевича. Русский художественный листок, 1853 г. Источник указан выше.

В Большом театре выступали многие выдающиеся мастера сцены, среди которых были «единодержавная царица русской трагедии» Екатерина Семеновна Семенова, «пламенный» актер Алексей Семенович Яковлев, прославленные балерины Авдотья Ильинична Истомина и Екатерина Александровна Телешева (Телешова). Большой театр, который просуществовал до перестройки его здания для Консерватории более ста лет, его драматургов и актеров ярчайшим образом запечатлел А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин», назвав образно этот театр «волшебным краем».

В жизнь театрального Петербурга середины 1840-х годов неожиданное оживление внесли цирковые выступления итальянских трупп Гверры и Лежара. Предприимчивый Гверра построил напротив театра деревянный цирк, вскоре дирекция петербургских театров, решила заменить вместо деревянного строения построить каменное здание.

За проект и строительство взялся известный театральный архитектор академик Альберт Катеринович Кавос. Начав свою архитектурную деятельность, как помощник Карла Ивановича Росси, он участвовал в возведении Александринского театра, перестраивал Большой Каменноостровский и Михайловские театры в Петербурге, Большой в Москве.

Проект циркового здания был утвержден в 1847 году. Строительство продвигалось быстрыми темпами, и 29 января 1849 года состоялось торжественное открытие цирка, который представлял собой примечательное здание, увенчанное куполом. Зал поражал помпезной роскошью, места для зрителей располагались полукругу манежа в четыре яруса. Сцена отделялась величественным порталом, по сторонам которого находились выезды для лошадей.

В ночь на 26 января 1859 года театр-цирк сгорел, и здание пришлось перестраивать заново. Сохранив уцелевшие от пожара стены, лестницы и коридоры, Кавос надстроил один ярус и повысил боковые флигели на этаж, чтобы «придать больше благовидности зданию». Пресса с гордостью отмечала, что петербургский театр оказался равен по широте Большому театру в Москве.

Театральная площадь, здание Мариинского театра

Фото: Санкт-Петербург, Театральная площадь, здание Мариинского театра, старая открытка

Театр открылся 2 октября 1860 года, а современники отозвались о нем как о «великолепнейшем, без всякого сомнения, в Европе». Основной состав его актеров составила оперно-балетная труппа бывшего Большего театра, а драматическая труппа перешла в Александринский театр.

Называться он стал по имени жены Александра II «Императорским Мариинским». Подробнее см. на странице: История — Мариинский театр.

Примечание. В мае 1894 года началась новая реконструкция «Мариинки», которую проводил главный архитектор дирекции императорских театров Виктор Александрович Шретер, один из значительных мастеров русской архитектуры второй половины 19 века.

Добавить (отзыв, комментарий)