На левом берегу Невы в 1744 году, в 8 километрах от Санкт-Петербурга, была основана первая в России «порцелиновая мануфактура» (porcelain — фарфоровое изделие, керамика, фарфор).
Фото: Здание Императорского фарфорового завода, 1890-е года.
Впервые фарфоровые изделия, или, как их тогда называли «порцелан» («порцелин»), привез в Европу из Китая в конце 13 века знаменитый венецианский купец и путешественник Марко Поло (хотя у ряда историков имеются сомнения в этом, даже была выпущена книга «Был ли Марко Поло в Китае?»).
Вплоть до 18 века единственным поставщиком фарфора являлся Китай. А сам фарфор в те времена являлся редкостью, и сохранились сведения о том, что он ценился на вес золота в буквальном смысле слова.
Фото: коллекция музея Императорского фарфорового завода. Санкт-Петербург, проспект Обуховской обороны, д. 151
Заоблачная стоимость фарфора и большой спрос на него вызвали волну поисков решения проблемы «отечественного порцелана» в Германии, Франции и в ряде других стран. В 1709 году Мейсене (Германия) «алхимик» Иоганн Фридрих Бёттгер смог получить белую массу, образующую при обжиге фарфоровый черепок, которая в дальнейшем и легла в основу производства так называемого «саксонского» фарфора.
В годы царствования императрицы Елизаветы Петровны кабинетом царского двора был приглашен на службу «владелец секрета» Христофор Гунгер. Его задачей являлось «… для ее императорского величества учредить в Санкт-Петербурге мануфактуру для делания голландской посуды, также и чистого фарфора так, как в Саксонии делается». Для организации «порцелиновой мануфактуры» отвели помещения на одном из кирпичных заводов рядом с Петербургом, вести надзор над новым предприятием поручили барону Ивану Черкасову.
Однако Гунгер не смог изготовить фарфор из русского сырья, за 4 года изготовил лишь 6 чашек неподобающего качества и сомнительного цвета. Дело создания первого отечественного фарфора перешло в руки соученика Михаила Васильевича Ломоносова русскому ученому Дмитрию Ивановичу Виноградову.
На первых порах весь штат «порцелиновой мануфактуры» состоял из восьми рабочих, перешедших из кирпичных заводов, и двух мастеров, присланных позднее с подмосковного фаянсового завода.
Фото: В цеху мастерской Императорского фарфорового завода, 1913 г.
До нашего времени дошли подлинные работы Д.И. Виноградова — «Заметки о фарфоре», записи и неполная рукопись «Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ». Эти бесценные рукописи свидетельствуют о громадном количестве проведенных исследований Д.И. Виноградовым.
В музеях сохранились первые фарфоровые изделия «порцелиновой мануфактурой» и датированные 1748 годом. Изготовление изделий быстро разрослось, и уже в 1753 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» было помещено объявление о приеме заказов на «порцелиновые табакерки».
Прошло уже более двух с половиной столетий, бывшая «Невская порцелиновая мануфактура», которая поставляла фарфор царскому двору, превратилась в крупный завод. С 1765 года — Императорский фарфоровый завод, с 1917 — ГФЗ (государственный фарфоровый завод), с 1924 года Ленинградский фарфоровый завод (чрез год присвоено имя М.В. Ломоносова), с 2005 года вернули название — ИФЗ, где сейчас можно сходить на экскурсию на фарфоровое производство.