Книжная лавка книгоиздателя Смирдина

Александр Филиппович СмирдинВ декабре 1831 года на Невском проспекте в доме № 22 (Большая Конюшенная ул., 14) появилась вывеска «Книжная лавка А.Ф. Смирдина» (через 14 лет магазин переехал в дом № 30).

Газета «Северная пчела», основанная Ф.В. Булгариным, вместе с Н.И. Гречем сообщила, что Александр Филиппович Смирдин «основал книжный магазин, которого еще не бывало в России. Лет около пятидесяти перед сим для русских книг не бывало даже лавок. Книги хранились в подвалах и продавались на столах как товар из ветошного ряда. Сердце утешается при мысли, что наконец и русская наша литература вошла в честь и из подвалов переселилась в чертоги».

19 февраля 1832 года (2 марта по новому стилю) было отпраздновано новоселье книжного магазина книгоиздателя Смирдина и его библиотеки. На торжественном обеде присутствовали именитые литераторы, журналисты, издатели — Пушкин, Крылов, Жуковский, Гоголь, Греч, Булгарин, Плетнев, всего более пятидесяти человек.

По традиции пили шампанское, произносили тосты. А для того чтобы сделать известность книжной лавке Смирдина и помочь ему в финансовом успехе, знаменитые гости решили подарить хозяину магазина по какому-нибудь литературному произведению. Таким интересным способом и составился уникальный художественный альманах «Новоселье А.Ф. Смирдина». Издан был в двух выпусках 1833 и 1834 года, а в 1839-м к нему добавилось еще одно издание.

«Смирдинская книжная лавка» становится не простым торговым предприятием, а своеобразным литературным салоном, где собираются книгоиздатели, писатели и поэты, где за чашкой ведутся ожесточенные споры о состоянии русской словесности.

Кто же он, хозяин Петербургской книжной лавки на Невском проспекте — Александр Филиппович Смирдин? Настоящий русский самородок. Родился он в феврале 1795 года в семье московского мелкого купца. Русскую азбуку постигал у местного дьяка. В девять лет его отдают в ученики к известному книготорговцу Ильину, у которого Смирдин и проходит свои «университеты».

Лишь в 1832 году ему удается открыть самостоятельное дело. Природная смекалка, хватка, оборотистость, знание своего дела и купеческое чутье позволили Александру Филиппович уже к началу 1830-х годов выйти в разряд крупнейших книгопродавцов и издателей.

Смирдин поднял тиражи книг, снизил при этом на них цены, а полиграфическое исполнение сумел сохранить на высочайшем уровне.

Вот свидетельство его современника: «До него книги продавались страшно дорого и поэтому были доступны большей частью тем людям, которые менее всего читают и только покупают книги. Благодаря господину Смирдину приобретение книг сделалось доступным и тому классу людей, которые наиболее читают и, следовательно, наиболее нуждаются в книгах».

библиотека и книжная лавка Смирдина, старое фото

Фото: Санкт-Петербург, Большая конюшенная, Библиотека и книжная лавка Смирдина. Панорама В.С. Садовникова.

Одновременно, расширяя свое книгоиздательство, А.Ф. Смирдин приступает к изданию знаменитой «Библиотеки для чтения» под редакцией О.И. Сенковского, сыгравшей важную роль в развитии культуры в России.

На доме теперь установлена табличка с рисунком совы сидящей на книгах и надписью: «В этом доме в 1830-х годах находились библиотека и книжная лавка известного книгоиздателя Александра Филипповича Смирдина. Здесь встречались А.С. Пушкин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь и другие русские писатели и поэты».

Добавить (отзыв, комментарий)