Ассамблеи в Петербурге — первые танцевальные вечера

В Санкт-Петербурге бытовой танец появился чуть ли не в момент рождения города. Работные люди, в основном выходцы из крестьян, во время отдыха развлекались не только пением, но и танцами — как и их предки.

В документах первой четверти 18 века сохранилась следующая зарисовка из жизни работных людей: «около сорока мастеровых летней ночью забрели в деревню Купчино, развели на улице костер, заиграли в рог, запели и заплясали, вскоре к ним присоединились местные крестьяне».

ассамблеи в Петербурге

А с 26 ноября 1718 года танцевальные вечера стали официально проводится в Петербурге, после того как генерал-полицмейстер города Антон Мануилович Девиер объявил волю Петра I об учреждении ассамблей. В «Указе об ассамблеях», говорилось: «В котором доме собрание или съезд делается, не только для забавы, но для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, так же слышать, что делается, притом же и забава…»

Вход на ассамблею в те времена был доступен любому прилично одетому человеку. Азартные игры запрещались, а основным увеселительным мероприятием являлись танцы, причем принимать в них участие обязаны были все присутствующие. Русские дворяне с особой старательностью стали изучать иностранные салонные танцы.

Сами танцы делились на церемониальные (полонезы) и английские (английский контрданс, англез и др.). Первые начинали танцевать хозяин и хозяйка дома. Каждый мог пригласить на танец кого хотел, — и служанку, и знатную особу. Бал открывался церемониальными танцами.

В третьей главе «Арапа Петра Великого» у Александра Пушкина есть описание подобного танца: «Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга, кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо, опять направо, и так далее… Приседания и поклоны продолжались около получаса; наконец они прекратились, и толстый господин с букетом провозгласил, что церемониальные танцы кончились, и приказал музыкантам играть менуэт».

Сначала на ассамблеях звучала только духовая музыка: гобои, трубы, фаготы. В 1721 году герцог Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский привез в Петербург небольшой струнный оркестр, который всех поразил, и его стали наперебой приглашать в различные дома…

Петр I появлялся почти на всех ассамблеях и временами самолично распоряжался танцами. Он сам и его жена хорошо танцевали, а царь даже явился автором ряда новых танцев, в том числе «танца с поцелуями», в котором дамы целовали кавалеров, тогда как обычно кавалер, окончив танец, обязан был лишь отдавать поклон даме и целовать ей руку.

Летом ассамблеи проводились чаще всего в Летнем саду, а зимой и в холодное время в домах чиновных лиц — в соответствии с предписанием обер-полицмейстера. После кончины Петра I ассамблеи преобразовали в балы для знатных дворян. Перестали приглашать корабельных мастеров, купцов и незнатных дворян.

Ассамблеи оказали влияние на характер развлечений средних слоев столичного Петербурга. В 1730-1740-е годы в городе организовывали танцевальные вечера, устроителями которых были люди различного социального происхождения, снимавшие с разрешения полиции помещения. Вход на такие вечера стоил от 50 копеек до 1 рубля, плату брали только с мужчин. Каждый такой танцевальный зал обычно собирал определенный контингент — в одном собирались купцы и шкиперы, в другом — чиновники и инженеры, а в третьем — приказчики и лакеи. И на танцевальных вечерах, и на балах исполнялись модные иноземные танцы.

Популярности бытовых танцев способствовало преподавание их в учебных заведениях, этот предмет считался обязательным. Так в Шляхетском корпусе, который располагался в бывшем Меншиковском дворце, бальные танцы преподавал ученик французского хореографа Жана Батиста Ланде талантливый балетмейстер Андрей Алексеевич Нестеров.
Читайте по теме: танцевальные вечера Петербурга в конце 18 — начале 19 века.

Добавить (отзыв, комментарий)