Особняк Матильды Кшесинской

На Большой Дворянской (с 1918 г. 1-я улица Деревенской бедноты, а с 1935 г. Куйбышева), которая располагалась между Троицкой площадью и Петроградской набережной, было построено много доходных многоквартирных домов. А отдельно от них на углу Большой Дворянской улицы и Кронверкского проспекта (с 1932 по 1991 год — проспект Максима Горького) расположился особняк знаменитой балерины Матильды Кшесинской.

Фасад особняка Матильды Кшесинской — старое фото

Троицкая площадь — старейшая в городе, первый административный центр Петербурга. Нынешний облик — это место приобретает в конце XIX — середине XX века. В 1948 году здесь разбили сквер, а в 1990-х установили закладной камень монумента жертвам сталинских репрессий.

Имя талантливой примы-балерины Мариинского театра окрашено романтическим великосветскими сплетнями. Носились слухи по Петербургу, что влюбленный в танцовщицу император одаривал фаворитку особняками, но историкам известен документ, согласно которому артистка балета Матильда Феликсовна лично заплатила 88 тысяч рублей собственных денег на строительство. Место под новый особняк Матильда Кшесинская выбирала сама. Она предполагала, чтобы рядом не было заводов, а размеры земельного участка позволяли разбить уютный садик.

Особняк Матильды Кшесинской построен в 1904-1906 годах по проекту яркого представителя северного модерна архитектора, академика и действительного члена Императорской Академии художеств А.И. фон Гогена. В оформлении интерьеров принимал участие архитектор А.И. Дмитриев (отделка гостиной и зала).

Главное помещение особняка — это Белый зал, расположенный за большими окнами, в нем Кшесинская репетировала, устраивала приемы. Её гостями были: артистки балета Анна Павлова и Тамара Карсавина, оперный певец Федор Шаляпин, приезжала американская танцовщица Айседора Дункан, здесь собирались великие князья, родственники императорской семьи.

Особняк Матильды Кшесинской — современное фото

«Это интересный образец петербургского модерна — архитектурного стиля начала XX века. Причудлива композиция здания, она подчинена расположению внутренних помещений: парадных, жилых и комнат для прислуги. Живописен силуэт здания — различны его объемы, их также определяет внутренне устройство дворца. Окна разных размеров расположены ассиметрично. В декоративном убранстве использованы разные породы гранита, керамические цветные облицовочные плитки, стекло, декоративный металл». (Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева «Прогулки по Петербургу», 1995 г.)

В марте 1917 года Матильда Кшесинская покинула Россию, а в опустевшем дворце разместился штаб большевистской партии. 3 апреля 1917 года с балкона особняка перед собравшимся на улице солдатами, матросами и рабочими выступил В.И. Ленин.

До 1938 года в этом здании размещались учреждения Петросовета, Института общественного питания, Ленинградское отделение Общества старых большевиков. С 1938 по 1956 год — Музей С.М. Кирова, который перевели в «Дом трех Бенуа» на Кировском (Каменноостровском) проспекте. В 1957 году здесь открыли Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции (сейчас Музей политической истории России).

Добавить (отзыв, комментарий)