Из истории дворца Белосельских-Белозерских

В 1848 году Андреем Ивановичем Штакеншнейдером был перестроен дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте. В отделке фасадов архитектор применил целый арсенал из барокко: полукруглые фронтоны, роскошные наличники, овальные окна и фигуры атлантов, выполненные по моделям скульптора Д.И. Йенсена.

Дворец Белосельских-Белозерских. Невский пр., 41 — старое фото

«За Аничковым мостом Невский проспект постепенно утрачивает свой парадный, торжественный и величественный вид. Здесь вместо банковских, торговых и общественных зданий преобладают доходные дома, о которых в старом Петербурге говаривали: «Выгоднее иметь доходный дом на Невском, чем золотой рудник в Сибири».

Известно исключение представляет, разве что, дом № 41, принадлежавший старинному роду Белосельских-Белозерских. Да и то можно заметить, что его архитектурный облик, созданный в середине XIX века архитектором А.И. Штакеншнейдером в стиле так называемого «второго барокко», отдает определенным провинциализмом, впрочем, довольно уместным в этой части города». (Н.А. Синдаловский «Петербург. От дома к дому… от легенды к легенде… Путеводитель» С. 31, СПб: «Норинт», 2007 г.)

фигуры атлантов — скульптор Д.И. Йенсен

Из истории дворца Белосельских-Белозерских: «В начале XVIII века левый берег Фонтанки был отведен под строительство загородных усадеб. Участок на углу Невского проспекта в середине XVIII века принадлежал князю А.И. Шаховскому. Затем его владельцем был директор Ассигнационного банка сенатор П.В. Мятлев, отец поэта И.П. Мятлева. В 1797 году участок с небольшим угловым домом купила у И.А. Нарышкина княгиня А.Г. Белосельская, урожденная Козицкая, вторая жена князя А. М. Белосельского. Продолжатель древнего дворянского рода, носившего с 1799 г. фамилию Белосельских-Белозерских, он состоял на дипломатической службе, был историком и знатоком искусства, меценатом и коллекционером, автором литературных и философских трудов.

В 1799-1800 гг. здесь по проекту Ф.И. Демерцова был возведен большой особняк (в него включен существовавший дом). Фасад со стороны Невского акцентировал широкий ризалит с мощным фронтоном. В композицию ризалита архитектор ввел оригинальный мотив: большие арочные окна с колоннами и антаблементом внутри проемов. Монументальное здание принадлежало к лучшим постройкам строгого классицизма на Невском проспекте.

А.Г. Белосельская-Белозерская умерла в 1846 г., в один год с сыном Эспером — военным, служившим по ведомству путей сообщения. Его вдова, Е.П. Белосельская-Белозерская, осуществила в 1847-1848 гг. капитальную перестройку здания. Ведущий зодчий той поры А.И. Штакеншнейдер превратил особняк в импозантный дворец и создал выдающийся образец «второго барокко».

Прежде всего архитектор ориентировался на Строгановский дворец, стоящий также на пересечении проспекта и реки. Вместе с тем мезонины с дугообразными фронтонами перекликаются с Фонтанным домом (Шереметевским дворцом), расположенным на том же берегу Фонтанки». (Б.М. Кириков, Л.А. Кирикова, О.В. Петрова. «Невский проспект. Дом за домом», Центрполиграф, 2013 г.)

Аничков моста и Дворец Белосельских-Белозерских. Невский пр., 41 — современное фото

После Октябрьской революции 1917 года дворец был национализирован, а с 1920 года здесь располагался районный комитет партии Центрального, а позднее — Куйбышевского района Ленинграда. В 1992 году во дворце Белосельских-Белозерских разместился Петербургский (первоначально — Муниципальный) культурный центр и др. организации, в том числе Музей становления демократии в современной России им. А.А. Собчака.

Добавить (отзыв, комментарий)