Мостовые Санкт-Петербурга

Дороги новой столицы России сначала повсеместно были грунтовыми. В весенние и серые осенние месяцы по ним передвигались с большим трудом. После царского указа «О привозе диких камней» началось строительство булыжных мостовых. Историки, которые исследовали начало дорожного строительства Санкт-Петербурга, отмечали: первые мостовые были дощатыми (доски, положенные на горбыли). После стали применять булыжное покрытие, щебневое, известковое (плиты) и др.

Набережная Мойки у Полицейского моста — фрагмент гравюры Б. Патерсена

Набережная Мойки у Полицейского моста. Фрагмент гравюры Б. Патерсена. После 1808 года.

После очередного указа Петра I, где повелевалось хозяевам домов замостить тротуар возле своего жилища, а казенным заведениям благоустраивать за казанный счет центральные улицы Петербурга к концу XVIII века приобрели пристойный вид. При Петре I проводили мощение дорог вдоль зданий на ширину от 1,5 до 1,8 метра, среднюю часть оставляли земляной, по ней перемещались экипажи и груженые телеги. Грунтовые дороги остались в основном на окраинах.

В 1715 году выложили булыжником Невскую перспективу. Полностью замостили Троицкую площадь и парадный въезд в город — Большую перспективную дорогу (сейчас от площади Восстания до Адмиралтейства) со старинного Новгородского тракта (теперь Лиговский проспект).

Камер-юнкер Берхгольц писал: «Въехал в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и по справедливости названную проспектом, потому что конца ее почти не видно. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим ее сторонам в три или четыре ряда, еще не велики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой ее содержат (пленные шведы должны каждую субботу чистить ее), и делает чудесный вид, какого я нигде не встречал».

Деревянные мостовые считались для города идеальным вариантом. Булыжные мостовые, не смотря на свою практичность, портили копыта лошадей и издавали много шума. В начале XIX века в городе впервые в мире появились деревянные мостовые из шестигранных шашек-торцов. Такой вариант мощения предложил изобретатель, теоретик дорожного строительства Василий Петрович Гурьев. Торцовые мостовые применили для Миллионной улицы и Большой Морской, позднее и на Невском проспекте. Этот способ стали применять в Москве, а позднее в Париже, Лондоне и других городах Западной Европы.

Невский проспект после наводнения

Проспект 25-го Октября (Невский проспект) после наводнения 1924 года.

Являлось огромной проблемой то, что деревянные мостовые во время наводнений вспучивалась, сохранились фотографии после наводнения 1924 года, где шестигранные обрезки бревен вспучились, проехать по проспекту 25-го Октября (Невский проспект) было невозможно. Другим вариантом мощения в столице была брусчатка — обработанные камни кубической формы, плотно прилегающие друг к другу.

Тучков переулок  — перекладывание брусчатки

Тучков переулок. Перекладывание исторической брусчатой мостовой.

Брусчатая мостовая по сравнению с булыжным вариантом смотрелась гораздо изящнее. В качестве материала для брусчатки применяли гранит. В конце XIX века брусчаткой замостили Литейный и Вознесенский проспекты. В начале XX века при мощении использовали и один из самых прочных камней габбро-диабаз. Тротуары в центре Петербурга делали из каменных плит — размером примерно 80 на 80 см.

В 1839 году при императоре Николае I в Петербурге (у Исаакиевского собора и на Полицейском мосту) попытались сделать первую асфальтовую дорогу, но не удалось произвести качественный материал и эту затею оставили до лучших времен. В 1876 году Товарищество асфальтовых дорог заасфальтировало наб. Фонтанки и еще несколько улиц, но покрытие оказалось неудобным для лошадей. Как основной материал асфальт в Санкт-Петербурге стали применять лишь с 1932 года.

Добавить (отзыв, комментарий)