Отопление в блокадном Ленинграде

фото «буржуйки» с выставки «Девятьсот дней мужества»Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слезы вымерзли у ленинградцев.
Автор: Ольга Берггольц

Жилые дома возводили в Ленинграде до середины 30-х годов с печным отоплением, и центральное отопление встречалось крайне редко. К суровой зиме 1941-42 года власти города для обеспечения населения дровами ничего не предприняли. Не до этого было…

Во дворе нашего дома было много сараев, в которых хранились дрова жильцов. Вскоре эти сараи исчезли, так как завоз дров отсутствовал, деревянные постройки пошли на отопление.

Немалое количество людей погибало не только от голода, но и от холода. Уверен, зачастую пожары в жилых домах блокадного Ленинграда возникали не вследствие попадания немецких «зажигалок» (зажигательные бомбы), а по бытовым причинам.

Где же брали дрова? Небольшая вязанка дров стоила, если мне не изменяет память, порядка 25-30 рублей. Сумма значительная по тому времени. Использовали для топлива старую мебель, книги, выламывали паркет. К чести ленинградцев нужно отметить, что никто не посягнул на деревья Марсова поля, Летнего сада и т.д. В качестве печки служила «буржуйка» — небольшая металлическая печь. На ней же кипятили воду, варили пищу.

Когда отец приобрел «буржуйку», оказалось, что дымоход не работает — засорен. Пришлось делать отверстие в окне. В комнате тепло пока «буржуйка» топится, сгорают дрова, и становится холодно. Спали в одежде и все равно мерзли. На окраинах Ленинграда дела с отоплением обстояли лучше, в частности в Новой и Старой деревне, там тогда было много деревянных домов, сараев. Часть этих построек сгорела от фашистских «зажигалок», можно было найти, чем протопить печку.

Мне часто выпадала роль истопника — место у «буржуйки» любимое. Мой дядя — военный врач подарил папе незадолго перед войной хромовые сапоги. Отец где-то в декабре 1941 года поменял их на стеклянную банку американского лярда, сходив на Дерябкинский рынок (Петроградская сторона, Малый проспект), где происходил товарообмен, люди отдавали за кусок хлеба последние ценности. А лярд — так назывался топленный свиной жир, кстати, очень вкусный и калорийный. У мамы было немного муки, и она решила сделать оладьи. А тут-то и выяснилось, что это не лярд, а замершая касторка. Было такое лекарство, так что получились «слабительные оладьи».

Примечание. Дерябкин рынок просуществовал до 1953 г., в этом году началось строительство нового рынка (архитекторы Хидекель Л. М. и Голынкин О. Б.) — Приморский колхозный рынок, позднее с начала 70-х здесь появился магазин самообслуживания «Универсам», а с середины 70-х годов преобразован в магазин «Океан».

Информация о фото: Фотография «буржуйки» с интерактивной инсталляции «Девятьсот дней мужества», выставка проводилась с 17 января по 15 февраля 2019 г. в Доме культуры «Богатырский, 52». Печка в нашей комнате была другой конфигурации, прямоугольной формы (смотрите на странице — комната жителя блокадного Ленинграда).
Автор: Марк Миранский

Комментарии, отзывы  
#1 Андрей Митрошкин 12.01.2021 11:40
К февралю 1942 года в блокадном Ленинграде действовала только одна электростанция, которая работала на древесных брикетах. «В этих условиях руководство Военного совета Ленинградского фронта принимает решение о строительстве новой линии электропередачи через Ладогу. В самом узком месте Ладоги решили проложить 5 ниток бронированного кабеля. Общая протяжённость 120 километров, но на заводе «Севкабель» (который сейчас находится в подвешенном состоянии из-за банкротства) электричества, воды.
В Ленинграде не оказалось даже кабельной бумаги для изоляции, использовали бумагу для производства денег с Гознака. Усилиями рабочих и инженеров предприятия к лету 1942 г. выпустили более 100 километров кабеля. Позднее жители называли его «кабель с денежкой». Один из таких и сейчас проходит под Невским проспектом.
Операция прокладки кабеля по дну Ладожского озера оказалось невообразимо сложной. На берег озера доставили 270 барабанов с кабелем, каждый весил 11 тонн. Сложность заключалась и в том, что задействованные корабли и катера не могли лавировать, уклоняясь от бомбёжек, а водолазы, работающие под водой, при взрывах подвергались сильнейшим динамическим ударам. При этом задание надо было выполнить в кратчайшие сроки, по нормам мирного времени на это ушло бы не менее шести месяцев, но военный совет Ленинградского фронта дал на прокладку кабелей 56 дней. И 23 сентября, спустя 47 суток от начала работ с Волховской ГЭС, в осаждённый город поступило электричество.
Добавить (отзыв, комментарий)