Ладожская ледовая «Дорога жизни»

автор статьи: Аркадий Львович ПейсахПройдут годы, десятилетия, но навеки останутся в памяти народной славы слова, написанные на стеле памятника «разорванное кольцо» на берегу Ладожского озера:

Потомок, знай, в суровые года
Верны народу, долгу и отчизне,
Через торосы ладожского льда,
Отсюда мы вели Дорогу жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда.

В обращении военного совета Ленинградского фронта от 5 января 1942 года было сказано: «Ваших трудов Родина и Ленинград не забудут никогда». Потерпев поражение в попытках быстро овладеть Ленинградом, гитлеровское командование решило окружить город кольцом блокады. 30 августа 1941 г. фашистские войска заняли железнодорожную станцию Мга и перерезали железнодорожную магистраль, соединяющую Ленинград со страной. 8 сентября был занят город Шлиссельбург (Петрокрепость), и в Ленинград оказался полностью отрезанным от Большой земли. Начался длительный и тяжелый период 900-дневной блокады.

Единственной ниточкой, оставшейся для связи блокированного города с Большой землей, было ладожское озеро, по которому начались перевозки продовольствия и других грузов для населения города и войск Ленинградского фронта. Однако из-за недостаточного количества плавсредств и отсутствия соответствующих портовых сооружений перевозки по Ладожскому озеру, несмотря на мужество и героизм моряков Ладожской военной флотилии и речников Северо-Западного пароходства, были крайне ограничены. Не могли обеспечить город с трехмиллионным населением и войска продовольствием и другими необходимыми грузами для жизни и боевой деятельности города-фронта. Да и противник постоянно обстреливал корабли. 15 ноября начался ледостав, и перевозки по Ладожскому озеру прекратились. Всего на западный берег озера было доставлено 60 тыс. тонн различных грузов, в том числе 45 тыс. тонн продовольствия. К этому времени продовольственные запасы в городе подходили к концу — после бомбежки Бадаевских складов все запасы были уничтожены.

20 ноября объявили пятое по счету снижение выдачи хлебного пайка. Рабочим и ИТР выдавалось по 250 граммов, а служащим, иждивенцам и детям — по 125 грамм хлеба. Как писала в то время Ольга Берггольц: «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам».

В блокадном городе сложилось крайне тяжелое положение: из-за отсутствия топлива, остановился городской транспорт, прекратили действовать водопровод, канализация, отопление, погасло электричество. Жилые помещения стали отапливать печками-буржуйками, в которых жгли щепки собственной мебели, а освещали — коптилками.

Холод и голод начали творить свое страшное дело, люди умирали от истощения. Фашисты злобствовали, непрерывно бомбили и обстреливали город, они делали все, чтобы парализовать жизнь в блокадном городе и подорвать силы ленинградцев. В это время Гитлер уже торжествовал победу. Он не представлял, что можно организовать по льду Ладожского озера, такого большого снабжения. Он был уверен, что ленинградцы умрут голодной смертью и город сдастся. У него уже были подготовлены пригласительные билеты в гостиницу «Астория», чтобы отметить это событие.

Несмотря на тяжелое положение, которое сложилось в стране, Государственный комитет обороны делал все возможное, чтобы спасти наш город. Непрерывным потоком шли эшелоны с продовольствием, боеприпасами, горюче-смазочными материалами и другими грузами, которые разгружались на восточном берегу Ладожского озера.

зенитчики «Дороги жизни» ведут огонь по воздушным целям

Фото: В.Г. Федосеев и Р.А. Мазелев. Зенитчики «Дороги жизни» ведут огонь по воздушным целям. Март 1942 года. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Задача состояла в том, чтобы переправить эти грузы по льду. Военным советом Ленинградского фронта была выполнена большая работа по изучению состояния ледового покрова, проведена тщательная разведка, было установлено, что по льду можно проложить автомобильную дорогу. Этому способствовала холодная зима, а такое случается не каждый год. Военный совет фронта на основании постановления Государственного комитета обороны 19 ноября издал указ «О создании военно-автомобильной дороги по льду Ладожского озера (ВАД-101)». Начальником дороги был назначен начальник автодорожного управления Ленинградского фронта генерал-майор Монахов, вскоре его сменил капитан 2-го ранга Нефедов в должности начальника ледового участка, руководить управлением военно-автомобильной дороги назначили генерал-майора Шилова, военным комиссаром управления — генерал майора Шишкина.

В срочном порядке на берег Ладожского озера направлялись автотранспортные подразделения: 17-я отдельная автотранспортная бригада в составе 385, 386, 387, 388, 389 и 390-го автобатальонов, 281-й авторемонтный батальон, а также автоподразделения всех родов войск. Формировались новые автобатальоны — 848, 849, 850, 851 и 852-й. На берегу озера было сосредоточено порядка 400 автомобилей. Для оказания помощи в их ремонте был задействован Ленинградский авторемонтный завод (ЛАРЗ № 1) и цеха Ленинградского авторемонтного завода (ЛАРЗ № 2).

На Ладожское озеро был направлен 64-й дорожно-эксплуатационный полк, 88-й отдельный мостостроительный батальон и другие подразделения обслуживания и обороны Ладожской магистрали. Всего на ладожском озере было сосредоточено порядка 20 000 человек воинских и гражданских формирований.

22 ноября, на три дня раньше установленного срока, на лед Ладожского озера вышла первая колонна автомобилей ГАЗ АА в количестве 60 единиц 389-го автобатальона во главе с командиром майором Порчуновым. Колонна прошла на восточный берег озера и на второй день вернулась и доставила на западный берег 33 тонны ржаной муки. Так день 22 ноября стал днем начала действия Ладожской военно-автомобильной дороги.

В труднейших условиях создавалась эта легендарная ледовая магистраль. Отсутствовали элементарные условия для жизни и боевой деятельности. Морозы доходили до 35-40 градусов, ремонт автомобилей производился под открытым небом. Противник не дремал, постоянно обстреливал магистраль, сотни автомобилей уходили под лед, тонули вместе с водителями, погибали воины других родов войск. Но ничто уже не могло остановить движение по Ладоге. Днем и ночью непрерывным потоком двигались автомобили и доставляли грузы для блокированного города.

Уже 25 декабря была объявлена первая прибавка хлебного пайка после пятикратного снижения. Трудно представить, что творилось в нашем городе, когда ленинградцы узнали об этом. Вторая прибавка была объявлена 24 января, третья — 11 февраля, поэтому ледовую дорогу ленинградцы назвали «Дорогой жизни»! Ледовая дорога просуществовала 152 дня. За этот период в Ленинград было доставлено 364 тыс. тонн различных грузов, в том числе 270 тыс. тонн продовольствия. По ледовой дороге было эвакуировано 500 тысяч ленинградцев, которым была спасена жизнь. «Дорога жизни» продолжала действовать и в летнюю навигацию 1942 г., и зимой 1942-43 гг., до прорыва вражеской блокады.

последние дни ледовой дороги на Ладожском озере

«История Ладожской дороги — это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей. Когда-нибудь поэты и писатели сложат песни о Ленинградской Дороге Жизни. Они вспомнят о том, как шли по льду эшелоны машин с грузами из Москвы, Свердловска, Горького, Сталинграда, как везли по ней подарки из Средней Азии. Страна с глубокой благодарностью узнает о подвиге каждого из тружеников и воинов, проложивших и оберегавших дорогу». («Правда» от 9 мая 1942 г.)

Автор: Аркадий Львович Пейсах, бывший командир 388-го автобатальона, офицер 40-й танковой бригады, награжден медалями «За боевые заслуги», орденами «Красной звезды» и др., полковник, автор многих статей про блокаду и войну. № 6 (30) газета «Хэсэд, Шалом» 2000 год.

Добавить (отзыв, комментарий)