Лобное место на Сытном рынке

Сытный рынок в старые времена служил местом публичных наказаний и казней, а особенно мрачную славу приобрел в кровавое десятилетие правления Анны Иоанновны (1730-1740 гг.), а вернее ее фаворита Эрнста Бирона — времена «бироновщины». Сотни людей гибли тогда в застенках, а для всеобщего устрашения некоторые казни проводили на людном месте. Каждый раз сооружали новый деревянный эшафот, а после казни его сжигали.

На старом Сытном рынке. С рисунка 1801 года

12 июля 1736 года на Сытном рынке обезглавили адъютанта маршала Долгорукова 20-летнего Егора Столетова, который выступал против правления Анны Иоанновны. Жестокая расправа «режима Бирона» была совершена на рынке в июне 1740 года, тогда казнили А.Ф. Хрущова, П.М. Еропкина, А.П. Волынского.

Видный государственный деятель, занимавший с 1738 года пост кабинет-министра Артемий Петрович Волынский и его соратники не могли спокойно смотреть, как Анна Иоанновна и ее окружение творили произвол, разоряли хозяйство России, разворовывали все, что только можно украсть.

Вокруг Волынского сгруппировалась группа сторонников состоящих из высокообразованных и мыслящих людей. Среди них был известный архитектор Петр Михайлович Еропкин, автор планировки центральных улиц Петербурга: Вознесенского и Невского проспекта, Гороховой улицы.

Арестованных заговорщиков пытали на дыбе, после чего суд приговорил Волынского и его соратников к смертной казни. Анна Иоанновна издала указ:

«Волынскому, вырезав язык, отсечь правую руку и голову, а детей его сослать в Сибирь в дальние места, дочерей постричь в разным монастырях, и настоятельницам оных иметь за ними наикрепчайший присмотр и ни куда их не выпускать, а сына в отдаленное же место в Сибири отдать под присмотр местного командира, а по достижении 15-ти летнего возраста написать в солдаты в Камчатку, все же движимое и недвижимое имение отписать.

Хрущеву и Еропкину отсечь головы, а имение отписать. Самойлову, Мусину-Пушкину и Эйхлеру сказать смертную казнь, а потом объявить им помилование; Соймонова и Эйхлера, бив кнутом, сослать в Сибирь на вечную работу в разные отдаленные места, а у Мусина-Пушкина, урезав язык, послать его в Соловецкий монастырь и содержать там в наикрепчайшей тюрьме под караулом, а пищу давать ему обыкновенную против монахов».

Памятник «Врагам Бирона»

Фото: Памятник «Врагам Бирона» у Сампсониевского собора

Казненных противников «бироновщины» похоронили на первом кладбище Санкт-Петербурга — Сампсониевском (в середине 18 века занимало площадь около 4,5 Га). Сейчас на бывшем кладбище существует лишь одно чудом сохранившееся надгробие — памятник «Врагам Бирона», который установили в 1885 году на предполагаемом месте могилы А.П. Волынского, А.Ф. Хрущова, П.М. Еропкина (скульптор А. М. Опекушин и архитектор М. А. Шурупов).

На надгробии надпись:

«Здесь погребены 27 июня 1740 года кабинет-министр, генерал-аншеф и обер-егерместер Артемий Петрович Волынский, советник Андрей Федорович Хрущов и архитектор Петр Михайлович Еропкин, гоф-интендант».

И стихи:

«И пусть падет! Но будет жив
В сердцах и памяти народной
И он и пламенный порыв!
Сыны Отечества! В слезах
Ко храму древнего Самсона!
Там за оградой при вратах
Почиет прах врагов Бирона».

Последнее время попадаются статьи, где оправдывается «мрачное десятилетие» правления Анны Иоанновны. Приводятся аргументы принесенной пользы для России: проведены реформы Сената, армии и флота, нанесен решающий удар по Крымскому ханству и т.д. Пусть на эту тему спорят историки, но судя по приведенному выше указу, императрица была весьма «жесткая» и мстительная дама. И можно отметить смелось противников режима, которые не могли молчать, зная, что им и их семьям грозит.

На лобном месте (Сытнинская площадь) за попытку освободить из Шлиссельбургской крепости претендента на престол Ивана Антоновича 15 сентября 1764 года казнили поручика Смоленского пехотного полка Василия Яковлевича Мировича. Приговор звучал зловеще:

«Отсечь ему, Мировичу, голову и, оставя тело его народу на позорище до вечера, сжечь оное потом купно с эшафотом, на котором та смертная казнь учинена будет».

Позднее публичные казни в Санкт-Петербурге проводили на Семеновском плацу и Мытнинской площади.

С использованием материалов из книги Н.А. Оносовского «Проспект Максима Горького (Туристу о Ленинграде)», 1981 г. Лениздат. Историк Николай Алексеевич Оносовский работал в городском экскурсионном бюро.

Добавить (отзыв, комментарий)