История Ленинградского машиностроительного завода — ЛЭЗ

Ленинградский электромашиностроительный завод (НПО ЛЭЗ) основан в 1933 году. Первые государственные заказы на производство мощных электрических агрегатов предприятие стало получать с 1950 года, когда был освоен выпуск крупных синхронных электродвигателей и турбогенераторов. В период с 1962 и по 1988 год ЛЭЗ входил в состав ЛПЭО «Электросила».

Здание ЛЭЗ (Ленинградский электромашиностроительный Завод), 1985-1990 г.

Предприятие много раз меняло название. Изначально — «Ленметаллургстрой» (в проектной документации значился как Колпинский металлургический завод). В 1937 году на предприятии освоили литье муфелей из жароупорной стали вращающихся печей для термической обработки шариков подшипников качения.

В 1938 году завод переименован в «Ленметаллург», переведен в ведение 8-го Главного управления Наркомата среднего машиностроения, освоено литьё танковых траков, через год был передан Наркомату авиационной промышленности СССР (на его базе начали строительство авиационного завода № 381).

«В блокадном Ленинграде. Сталелитейный и модельный цеха продолжали работать вплоть до 16 сентября 1941 года, когда была прекращена подача электроэнергии. В этот день завод, который теперь имел номер 496, выдал последнюю плавку. Началась 900-дневная блокада Ленинграда. Рабочие завода вместе со всеми ленинградцами перенесли все ужасы блокады.

Но и в блокаду завод работал, и об этом свидетельствуют документы, сохранившиеся в архиве завода: книги учета кадров, ведомости начисления зарплаты. С перебоями из-за отсутствия электроэнергии продолжался выпуск чугунного и стального литья для нужд фронта, запасных частей для электростанций.

Отливались корпуса снарядов и мин, в том числе для легендарных «Катюш». Транспорт не работал, и люди добирались на работу, преодолевая порой многокилометровый путь пешком. Весной 1942 года, чтобы как-то выжить, при заводе было организовано подсобное хозяйство, которое кормило весь поселок Металлострой. На полях работали и под бомбежками, и под обстрелами. После войны на землях подсобного хозяйства появились коллективные сады».

Директор завода А.В. Екимов и П.Н. Яковлев

Директор завода А.В. Екимов и заведующий подсобным хозяйством предприятия П.Н. Яковлев яблони в коллективном саду. Источник: strekopytov.ru

В 1962 году была образована крупнейшая в Советском Союзе электротехническая фирма, а головным предприятием этого объединения стал завод «Электросила», к которому присоединили Ленинградский электромашиностроительный завод (тогда «Организация п/я 240», с этого года предприятие и носит название ЛЭЗ), Великолукский завод пускорегулирующей аппаратуры «Реостат», предприятие, находящееся в городе Дно Псковской области, а также научно-исследовательский институт.

Большинство машин переменного тока, выпущенных с 1962 года серий: СДН, СДНЗ, СДСЗ, СДМ, СДМЗ, СДКП, СДС, А4, ДАЗО, АЗД, АОВ, АОД, АО, АК4, АКН2 и статоры турбогенераторов мощностью от 50 до 220 МВт выпущены на Ленинградском электромашиностроительном заводе.

ЛЭЗ (Ленинградский электромашиностроительный Завод), цех

Оборудование, изготовленное НПО ЛЭЗ в разные годы, отлично работает на предприятиях энергетики, горно-обогатительных комбинатах, металлургических, химических, цементных заводах Российской Федерации, в бывших республиках СССР и более чем в 40 странах мира.

C декабря 2003 года ЛЭЗ (Ленинградский электромашиностроительный Завод) входит в концерн РУСЭЛПРОМ, производя турбогенераторы и электрические машины мощностью превышающей 100 кВт и запасные части к ним.

Добавить (отзыв, комментарий)