Ленинградский завод «Электросила» — ЛПЭО «Электросила» им. С.М. Кирова

Значок — Электросила. 100 летВ 1998 году завод «Электросила» отметил 100-летие. Историческая справка: в 1898 году был утвержден устав Акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс-Гальске». Этот год считается датой основания электромашиностроительного предприятия в Санкт-Петербурге. Еще в 1853 г. Торговым Домом «Сименс-Гальске» были созданы ремонтные мастерские и электротехническая фабрика на 1-й линии Васильевского острова.

В 1911 г. фабрика перебазируется с Васильевского острова в производственные корпуса за Московской заставой. В 1912 г. произошло слияние фирм «Сименс-Гальске» и «Шуккерт и Ко», предприятие получает новое название — «Сименс-Шуккерт». На 1913 г. на заводе динамо-машин АО «Сименс-Шуккерт» работало около 900 человек, мастерские предприятия были оборудованы почти 200 станками. В годы Первой мировой войны завод поставлял электрические машины, трансформаторы и высоковольтные аппараты для нужд промышленности, армии и флота.

После Октябрьской революции в 1918 г. завод национализировали, на 1922 г. — Петроградский государственный завод «Электросила». На предприятии освоили выпуск первых турбо- и гидрогенераторов. В 1924 году поставлен турбогенератор для Гомельской ТЭС. В 1923–1925 годах наладили производство трамвайных двигателей. В 1926 г. поставлено 4 гидрогенератора на Волховскую ГЭС. Всего в 1926-1927 гг. на «Электросиле» были выпущено 29 турбогенераторов.

В 1927 г. был начат выпуск многотиражной заводской газеты «Электросила». Главным редактором в 1930-х годах работала Ольга Федоровна Берггольц. В 1931-1932 годах изготовлен и поставлен электропривод для первого советского блюминга — прокатного стана Златоустовского металлургического завода. В эти же года выполнялся заказ на поставку гидрогенераторов для Днепрогэса, а в 1937 г. для Сталиногорской (Новомосковской) ТЭС. В 1934 году заводу было присвоено имя С.М. Кирова.

В предвоенные годы на предприятии выпустили 122 турбогенератора, несколько типов гидрогенераторов (в том числе для Рыбинской, Угличской и Земо-Авчальской им. Ленина ГЭС), производили электродвигатели, различную аппаратуру. Продукция Ленинградского завода «Электросила» экспортировалась во многие страны.

С началом Великой Отечественной войны 1013 рабочих пошли добровольцами в народное ополчение. На территорию предприятия падали зажигательные бомбы, разорвались артиллерийские снаряды. Большую часть «Электросилы» эвакуировали. В годы войны на заводе удалось возобновить выпуск быстродействующих автоматов управления. В 1942 г. на предприятии восстановили гидрогенераторы Волховской ГЭС, которые демонтировали осенью 1941-го. 23 сентября 1942 г. по кабелю, проложенному по дну Ладожского озера, ток пошел в блокадный Ленинград. С 1943 по 1945 год было выпущено 10 458 электрических машин.

После окончания Великой Отечественной войны завод «Электросила» подключили к работе атомного проекта СССР. Вышло Постановление СНК СССР «Об организации Особого конструкторского бюро по проектированию электромагнитных преобразователей при заводе «Электросила». В 1947-1950 гг. выпущен турбогенератор для восстановленной Сталиногорской ГЭС, поставлены генераторы постоянного тока для Нижне-Тагильского металлургического завода. В 1950 г. был введен в строй новый цех производства гидрогенераторов. В 1958 г. турбогенератор мощностью 200 тыс. кВт предприятия на международной выставке в Брюсселе удостоили золотой медали.

ЛПЭО «Электросила» им. Кирова

В 1960 г. был изготовлен первый ротор с водяным охлаждением обмотки для турбогенератора мощностью 200 тыс. кВт. В 1961 г. рядом с заводом открывается одноименная станция метро «Электросила». В 1962 г. было организовано Ленинградское электромашиностроительное объединение «Электросила» В состав вошли: Организация п/я 240 (Ленинградский электромашиностроительный завод), Псковский электромашиностроительный завод (ПЭМЗ), Великолукский завод «Реостат», Ленинградский филиал Всесоюзного НИИ электромеханики (ЛФ ВНИИЭМ), Специальное конструкторско-технологическое бюро горнорудного оборудования (СКТБ ГРЭО).

завод «Электросила» — «Силовые машины»

В 1963 г. создается прокатный двигатель для блюминга Запорожского металлического комбината, а в 1967 г. сверхмощный генератор для Красноярской ГЭС. С начала 1950-х и до середины 1980-х годов на «Электросиле» разрабатывали и поставляли генераторы и двигатели постоянного тока для отечественного судостроения, оборудована турбогенератором Костромская ГРЭС. В 1991 г. ЛПЭО «Электросила» было преобразовано в акционерное общество открытого типа. С 1993 г. — АО «Электросила (Московский проспект, д 139). С начала 2000-х годов предприятие входит в концерн «Силовые машины».

Награды завода «Электросила»: два ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, орден Красного Знамени Труда Народной Республики Болгарии и орден Труда Корейской Народной Демократической Республики.

Добавить (отзыв, комментарий)