Николай Павлович Шмитт-Фогелевич: Записки коллекционера

Николай Павлович Шмитт-ФогелевичБацилла коллекционирования завелась во мне с детства: сколько помню себя, я постоянно что-то собирал и пытался как-то систематизировать. Теперь, когда за плечами длинная жизнь, могу сам себе признаться, что основным содержанием ее является моя коллекция, вернее, работа над ней. И хотя я был счастлив в своей профессиональной деятельности: проработав почти всю жизнь инженером-конструктором, я любил свое дело и с удовольствием ходил на завод,— все-таки главной темой, особенно в последние двадцать лет, оставалась моя коллекция.

Собрание мое началось в годы войны в городе Каспийске, где наша семья — мать, сестра и мы с братом — оказались в эвакуации, пережив в Ленинграде страшную блокадную зиму.

Жили работой, вестями с фронта от отца, надеждой вернуться в родной город. Чувство это с годами усиливалось и превратилось, по крайней мере у меня, в навязчивую идею. В последний год войны и в первое послевоенное время мне почти каждую ночь снилось, что я, наконец, вернулся в Ленинград и стою на Большом проспекте, на углу Бармалеевой улицы, у здания своей школы...

Как часто досадовал я на себя, что, прожив шестнадцать лет в своем прекрасном городе, недостаточно интересовался его историей, знаменитыми людьми, да что там! — просто мало бродил по его улицам, площадям и набережным.

Восемь выцветших фотоминиатюр с видами довоенного Ленинграда и книга Ольги Берггольц «Говорит Ленинград», привезенные домой из эвакуации в 1946 году, стали первыми в моем собрании.

Город встретил нас сурово: большинство окон в домах и даже трамваях забиты фанерой, дрова - острый дефицит, не хватало хлеба и самых необходимых вещей. О поступлении на учебу пока говорить не приходилось, и я пошел работать на завод, находящийся на Выборгской стороне (да так и проработал на нем 43 года!). Но в выходные, а часто и вечерами в будни я отправлялся гулять по городу и непременно заглядывал в книжные магазины в поисках новых материалов по истории и архитектуре Ленинграда.

И хотя цены на книги и открытки были довольно низкие, удавалось покупать далеко не все, что интересовало,— надо было подумать и о семье. Однажды мне удалось относительно недорого купить путеводитель по Петербургу Курбатова — с каким наслаждением я сначала изучил, а затем прошелся и проехался по всем его маршрутам!

Постепенно жизнь нашей семьи входила в русло, стало материально легче, брат окончил университет, я — вечернее отделение Кораблестроительного института, да и мои коллекционерские дела шли в гору. Правда, все приобретения делались за счет моей скромной зарплаты, и мне приходилось отказывать себе во многом. Зато теперь я обладаю уникальной коллекцией, к которой постоянно обращаются и специалисты разного профиля, и любители,— значит, она нужна людям.

Что же представляет собой моя коллекция?

Ее тема: Петербург — Петроград — Ленинград. Предметом ее являются книги, журналы, гравюры, фотографии, плакаты, газетно-журнальные вырезки и, наконец, открытки.

Книги в моем собрании и старинные, и современные. Например, первая книга о нашем городе «Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710-м и 1711-м годах», перевод с немецкого, с примечаниями, издание Императорской публичной библиотеки (1860 г.). Вот первая русская книга о Петербурге: «...Описание Санкт-Петербурга от начала заведения его в 1703 г. по,1751 год, сочиненное г. Богдановым, со многими изображениями первых зданий; а ныне дополненное и изданное... Василием Рубаном, в Санкт-Петербурге 1779 года». Интересен «Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого с 1721-го по 1725-й год» (перевод с немецкого И. Аммона).

В моей библиотеке книги П. Свиньина, И. Пушкарева, А. Гейрота, В. Михневича, П. Петрова, М. Пыляева, И. Фомина, в ней представлены почти все книги Г. Лукомского, П. Столпянского, В. Курбатова, Н. Анциферова, Э. Голлербаха... Среди роскошно изданных и прекрасно иллюстрированных - «Невский проспект» И. Божерянова, книги Н. Шильдера, «Царское Село при Елизавете Петровне» А. Бенуа и ряд других.

Но, пожалуй, самой любимой мной частью книжного собрания являются книги военного Ленинграда. В коллекции их несколько сотен. Как правило, они изданы малыми тиражами и на плохой бумаге, многие находятся в весьма посредственном состоянии, у одной из них обгоревший корешок - но мне бесконечно дорого каждое из этих, казалось бы, невзрачных изданий.

Я мог бы многое рассказать о каждой книге из своего собрания, но это, наверное, тема для отдельной статьи. Все же главным предметом моей коллекции, несомненно, являются открытки. Сама по себе открытка, казалось бы, несет не так уж много информации. Но тематически подобранные, особенно если собрание достаточно полное, они являются сокровищем и для специалистов, и для любителей.

Собрание книг, журналов, газет и даже фотографий можно довольно легко найти в библиотеках, музеях, архивах, а открытки там, как правило, представлены очень плохо, да и каталогов открыток до недавнего времени почти не существовало (исключением являлся каталог открытых писем Общества Красного Креста, изданный в дореволюционные годы). Поэтому представление о том, что можно найти в открытках, имелось только у отдельных крупных собирателей, при условии, что они глубоко и всесторонне изучали свой материал.

Источник: Н. П. Шмитт-Фогелевич (1925–2004). Записки коллекционера. Невский архив: историко-краеведческий сборник — М.-СПб: Atheneum-Феникс, 1993 г., с.130-141.

Добавить (отзыв, комментарий)