Пароходная почта в России

Использование водных путей для перевозки почты в России началось задолго до изобретения пароходов. Еще при Петре I по Балтийскому морю между Кронштадтом и Любеком курсировали два русских фрегата, переоборудованные в почтовые боты. При Анне Иоанновне на Каспийском море были построены особые «чекботы» для доставки почты из Астрахани в Персию. В конце 70-х годов XVIII века русские суда перевозили почту по Черному морю между Херсоном, Таганрогом и Константинополем. Изобретение парохода сильно стимулировало развитие водного транспорта и использование его для перевозки почты. В России первый пароход (или, как тогда говорили, пироскаф) «Елизавета» был сооружен в 1815 г. для плаванья между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.

пароходы на Волге — старое фото

Характерно, что уже в 20-е годы XIX века паровые суда начали использоваться для регулярной перевозки почты. В мае 1827 г. в Петербург прибыл англичанин Жолифф на принадлежавшем ему пароходе «Георг IV» и предложил организовать доставку почты из России в Англию, обязуясь делать до пяти рейсов в каждую навигацию. Предложение было принято, и перевозка корреспонденции стала производиться на основании особых правил, утвержденных главноначальствующим над Почтовым департаментом. Несколько позже иностранные пароходы стали перевозить русскую почту также и в Пруссию.

Однако уже с 1828 г. русское правительство начинает принимать меры для перевозки почты на собственных пароходах. Заказываются двигатели для двух судов, покупается пароход для регулярных сообщений по Черному морю: между Одессой и Редут-Кале, а также между Одессой и Константинополем. Большую роль в развитии почтовой связи сыграло основание крупных пароходных компаний, таких как Российское общество пароходства и торговли, Добровольного флота, Восточно-Азиатского пароходства, общества «Кавказ и Меркурий» и др.

Несколько позже началась перевозка почты на пароходах по рекам и озерам. В мае 1855 г. директор пароходного товарищества «Самолет», капитан первого ранга Глазенап предложил тверскому губернскому почтмейстеру бесплатно перевозить корреспонденцию между Тверью и Рыбинском. Свое предложение он аргументировал следующим образом: «При отправлении пароходов товарищества из Рыбинска, неоднократно являлись купцы с просьбой принять на пароход письма в штемпельных конвертах для отправления из Твери в Петербург, но капитаны пароходов, не имея на то разрешения, должны были в просьбах этих отказывать». Следует заметить, что Рыбинск в то время не был связан с другими городами железной дорогой.

Далее Глазенап писал: «Если же Почтовому ведомству угодно было бы воспользоваться отправлением пароходов этих для пересылки почтовой корреспонденции из Твери в Рыбинск и обратно, то пароходное товарищество «Самолет» предлагает в виде опыта на навигацию 1855 г. безденежную доставку такой корреспонденции без провожатого, обязав капитанов приемом и сдачей запечатанных почтовых сумок как в Твери, так и в Рыбинске». 25 мая 1855 г. главноначальствующий над Почтовым департаментом благожелательно рассмотрел это заявление, представленное тверским губернским почтмейстером. Были разработаны специальные правила, и уже в конце июня на пароходы товарищества «Самолет» грузились первые мешки с почтой. В 1862 г. начали перевозку почты пароходы, курсировавшие по озеру Байкал. К концу XIX века почта перевозилась на пароходах по всем главным водным путям России и доставлялась в некоторые заграничные порты.

Во второй половине 60-х годов (с 1867 г. на Черном море, с 1868 г. на Волге) на пароходах начали перевозить не только простые письма, но и «корреспонденцию всякого рода». Появились первые судовые почтовые отделения, которые сортировали почту в пути, а также принимали простую корреспонденцию на борту пароходов. С 1873 г. для сопровождения почты начинают посылать не только почтальонов, но и почтовых чиновников. Вероятно, к тому же времени относится и введение первых пароходных почтовых штемпелей.

Автор: Н.В. Лучник (журнал «Советский коллекционер», 1970 г.)

Добавить (отзыв, комментарий)