Петербург Ахматовой — петербургские адреса поэтессы

Анна Ахматова«Замечательно, что среди вещей, изображенных Ахматовой, много построек и статуй. Часто она сама не столько поет, сколько строит. Архитектура и скульптура ей сродни. Из ее стихов встают перед нами то «царскосельская статуя», то «своды Смольного собора», то колонны на Неве, — таких образов из мрамора, бронзы и камня у Ахматовой чуть не больше, че цветов и деревьев… Было у Ахматовой нечто такое, что даже выше ее дарования. Это неумолимый эстетический вкус. Писала Ахматова осторожно, скупо, медленно взвешивая каждое слово, добиваясь той непростой простоты, которая доступна лишь большим мастерам… Труднейшие задачи сочетания повести с лирикой блистательно разрешены в ее стихах». (К. Чуковский)

Образ Петербурга в стихах Ахматовой конкретен, узнаваем, любим, неотделим от биографической и поэтической жизни. Она имела полное право сказать:

Разлучение наше мнимо:
Я с тобой неразлучима,
Тень моя на стенах твоих,
Отраженье мое в каналах,
Звук шагов в Эрмитажных залах,
Где со мной мой друг бродил.
И на старом Волковом поле,
Где могу я рыдать на воле
Над безмолвьем братских могил.

Петербург начался для Ахматовой — тогда Анны Андреевны Горенко — с Царского села, где она прожила 16 лет. 15 из них прожила в доме Шухардиной, что на углу Широкой улицы и Безымянного переулка. «Дому было 100 лет. Он принадлежал похожей на рысь купеческой вдове Евдокии Ивановне Шухардиной, странными нарядами которой я любовалась в детстве… Говорили, что когда-то, до железной дороги, в этом доме было нечто вроде трактира или заезжего двора при въезде в город», — писала Ахматова.

Первый петербургский адрес поэтессы Серебряного века — Обводный канал, 92, последний — улица Красной конницы, 4. Но прежде всего с ее именем связан Фонтанный дом, как она называла бывший особняк графов Шереметевых, находящийся по адресу наб. реки Фонтанки, 34. Город помнит многие адреса, связанные с Ахматовой: это квартира в Тучковом пер., 17, которую они с Н.С. Гумилевым назвали «тучка», и кабаре «Бродячая собака», которое открылось в ночь под новый, 1912 год на Михайловской площади, 5, и Дом Искусств (наб. Мойки, 59), и Дом литераторов на Бассейной, 11 (ныне ул. Некрасова), и многие другие. Последние годы ее жизни протекли в поселке Комарово, свою литфондовскую дачу Ахматова называла «будкой». Там же в Комарово, и ее могила.

«Петербургский пейзаж был ее открытием», — заметил В.М. Жирмунский. Действительно, наверное, ни у кого из поэтов XX века Петербург — Ленинград так густо не представлен, как у Ахматовой. Судя по наброскам, хранящимся в архивах, Анна Андреевна хотела написать книгу о городе не в стихах, а в прозе. Вот фрагмент одного из набросков:

«Петербург я начинаю помнить очень рано — в девяностых годах. Это, в сущности, Петербург Достоевского. Это Петербург дотрамвайный, лошадиный, коночный, грохочущий и скрежещущий, лодочный, завешенный с ног до головы вывесками, которые безжалостно скрывали архитектуру домов…

Тогда еще было много великолепных деревянных домов (дворянских особняков) на Каменноостровском проспекте и вокруг Царскосельского вокзала. Их разобрали на дрова в 1919 году. Еще лучше были двухэтажные особняки XVIII века, иногда построенные большими зодчими. Плохая им досталась доля — их в 20-х годах надстроили…».

Петербург Ахматовой хранит память о ее любви, о ее литературной судьбе, о ее трагедии, личной и общей, о ее человеческой простоте и величии. Нет в Петербурге другого поэта, кроме Ахматовой, память о котором хранили бы два музея. Народный музей Ахматовой создан на Кронштадтской, 15, а затем и в Фонтанном доме.
Автор: Д.Н. Мурин

Добавить (отзыв, комментарий)