Всеволод Михайлович Гаршин — свобода как идеал и абсолютное чувство справедливости

Всеволод Михайлович Гаршин — портрет работы И.Е. РепинаПрекрасный русский писатель Гаршин не был петербуржцем по рождению. Он родился 2 февраля 1855 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии и был привезен в Петербург девятилетним мальчиком, чтобы учиться в 7-й гимназии, которую окончил в 1874 году. Но еще до приезда сюда он тянулся в Петербург — это был город журнала «Современник», по одному из выпусков которого он научился читать, город Чернышевского, чей роман «Что делать?» он прочел восьми лет от роду, когда автор его сидел в крепости, как отмечает Гаршин в своей автобиографии.

Здесь, учась в гимназии, он тоже думал о том, «как устроить счастье всего человечества». Борьбы с «мировым злом» была постоянной и мучительной мыслью для Гаршина. Острое ощущение чужой боли, как если бы он сам переселился в тело и душу «глухаря» — рабочего-клепальщика, вынужденного залезать внутрь котла, по которому снаружи били молотом, чтобы укрепить в нем заклепки — это внутреннее состояние и явный или подспудный мотив творчества Гаршина. Нетерпимость к чужой боли, абсолютное чувство справедливости — таков был Гаршин и юношей, и позднее.

Он остался таким же и учась в Горном институте (1874-1877), откуда пошел, не закончив его, на русско-турецкую войну, ибо не мог «прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули» (из письма матери). Но такое же острое чувство вины перед человеком, которого он убил на этой войне, пусть справедливой, заставляет содрогнуться его душу, назвать себя «убийцей» (рассказ «Четыре дня»).

Он начал печататься еще студентом: увлекаясь живописью, будучи дружен со многими художниками-передвижниками, он писал статьи о живописи. В 1877 году его рассказ о войне «Четыре дня» был напечатан в «Отечественных записках», где Гаршин потом стал постоянным сотрудником.

Он любил город как духовный центр России, при всех его противоречиях. Это был город, где люди становились сами собой, личностями. Выйдя из одной и той же Академии художеств («Vivat Academia!» — заканчивается повесть «Художники»), можно было, как дедов, рисовать прекрасные пейзажи, море, реки, болота с осокой, закаты и восходы, радующие душу зрителя; а можно было стать Рябининым, живущем на 15-й линии Среднего проспекта, недалеко от Академии и металлургического завода, где он и нашел своего «глухаря». Картина, даже незаконченная, потрясала зрителей, но решила и судьбу Рябинина: обостренная — гаршинская — совесть ведет его в народ — он бросает Академию и переходит в учительскую семинарию. Традиционный, еще тургеневский, из «Певцов», мотив «искусства для искусства» (бельканто рядчика) снова сталкивается с берущим за душу — потому что от души — пением ли, рисованием ли людей типа Яшки-Турка, Рябинина и всех тех петербургских друзей Гаршина, о которых он писал в своих заметках об искусстве.

Городу посвящена и «Attalea princeps» — рассказ об оранжереях Ботанического сада — сада как жизненного пространства, где гордая пальма, тянущаяся вверх, пробивает стеклянные крыши и выходит на свободу. Но там сырость, холод, мрак. «Только-то?» — спросит пальма перед своей гибелью. Рассказ символизировал кризис идеалов, наступивший в конце XIX века, на которых был воспитан Гаршин литературой середины века: порыв к свободе приводит к гибели не только пальму, но сочувствующую ей маленькую травку, обвившую корни могучего дерева. Обе они оказываются выкинутыми на задний двор. Такова цена порыва к свободе. Но сама свобода как идеал остается для Гаршина вечной ценностью.

Ни участие друзей, когда он жил на Офицерской, 33, ни творческая деятельность, ни собственные усилия справиться с болезнью не помогли: надо было броситься навстречу «чудовищу», как это сделал герой рассказа «Сигнал», или погибнуть, как роза, чтобы украсить последние минуты умирающего мальчика («Сказка о жабе и розе»), или, как герой «Красного цветка», вырвать ценою жизни зло с корнем. Гаршин бросился в пролет лестницы своего дома на Поварском переулке, 6(19) марта 1888 года. Похоронен на Волковом кладбище.

Источник: А.В. Даринский и др. «Санкт-Петербург 1703-1917». С 306-307. Фирма «Глагол» 2000 г.)
Автор: Тереза Георгиевна Браже — ученый-методист, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Награды: знаки «Отличник просвещения СССР» и «Отличник народного просвещения», медаль К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук», «За многолетний добросовестный труд» и др. Статьи о заслуженном деятеле науки РФ Т.Г. Браже внесены в книгу «Известные влиятельные люди города», биографическую энциклопедию «Качество».

Добавить (отзыв, комментарий)