Николай Григорьевич Чернышевский — петербургские адреса в жизни и романе «Что делать?»

Николай Григорьевич ЧернышевскийН.Г. Чернышевский был достаточно заметной фигурой в Петербурге. И царь Александр II с его сенатом, приказавшие казнить его гражданской казнью, и царь Александр III, которому народовольцы предъявили ультиматум, что если он не освободит Чернышевского, коронация будет кровавой, — считали его не только государственным преступником, но и личным врагом № 1. Александр II на свой вопрос по поводу литературы того времени услышал ответ от графа А.К. Толстого: «Русская литература надела траур по Чернышевскому».

Не только его известность, но и сила влияния на людей, уважение к нему были громадными. Недаром стихотворение, посвященное Н.Г. Чернышевскому, Некрасов назвал «Пророк»:

Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

Ф.М. Достоевский пришел к нему с просьбой «приостановить» петербургские пожары 1862 года и остался в убеждении, что тот все может. Царский чиновник Эвальд поверил Чернышевскому, что студенты не виноваты в истории с профессором Пустоваловым. Адъютант генерал-губернатора Петербурга Суворова предлагал ему заграничный паспорт перед арестом; офицер Генерального штаба Сераковский стал его соратником; жандармский офицер при отказе Чернышевского от прошения от помилования «оробел», изменил взгляды на жизнь. Девушка, бросившая ему на эшафот цветы и сразу же арестованная, на допросе сказала, что она не родственница Чернышевского, но «в него влюблена»; жена знакомого Чернышевскому учителя прислала ему в крепость прошедшее цензуру письмо, что он «лучший человек на свете». Число примеров можно умножить…

Сын священника из Саратова он приехал в Петербург в июне 1846 года для поступления в университет. Отсюда он отбыл на вечную ссылку 20 мая 1864 года на следующий день после гражданской казни на Мытнинской площади (Конной) в Песках в Овсянниковском саду. На другом месте наказания (Семеновском плацу) он тоже был — во время казни петрашевцев, отмененной в последний момент и замененной каторгой Петрашевскому, Достоевскому, Плещееву и другим.

Адреса, связанные с восемнадцатилетней жизнью Чернышевского в Петербурге (за вычетом 2 лет работы в Саратове в 1851-1853 гг.):

  • Четырехлетняя учеба в университете и жизнь в основном на Садовой ул., 1, кв. 11, в доме Сутугина (ныне Малая Садовая ул., участок д. 12) (1840-1850). Главное достоинство квартиры: «нет шуму» и «чрезвычайно близко от Публичной библиотеки».
  • Преподавание во Втором кадетском корпусе на Петербургской стороне на Б. Спасской ул. (наб. Ждановки, 13), квартира рядом, наб. Ждановки, 7 — (1853-1854). Далее жизнь вблизи от Владимировской церкви (Хлебный и Поварской переулки) — с 1854 по 1861 г.
  • Защита 10 мая 1855 г. диссертации в университете, работа в журнале «Современник».
  • С 20 мая 1861 г. до ареста — Б. Московская ул., 6, кв. 4, дом Есауловой. Нелегальная деятельность.
  • Заключение в Алексеевском равелине Петропавловской крепости с 7 июля 1862 г. по 10 мая 1864 г. Работа над романом «Что делать?», переводы «Истории» Шлоссера; ежемесячно пишет по 11,5 печатного листа, т.е. около 200 страниц. Мытнинская площадь, ссылка.

«Что делать?», как и произведения Достоевского, — чисто петербургский роман. Дом Сторешниковых находится на Гороховой улице, между Садовой и Семеновским мостом. Решающее судьбу свидание Верочки и Лопухова происходит на Конногвардейском бульваре. Молодые Лопуховы живут в одноэтажном домике в семь окон на Васильевском острове, на 5-й линии, между Средним и Малым проспектами. Здесь Верочка замышляет создать мастерскую. Первая — здесь же на Васильевском. Вторая — между Сергиевской и Бассейной. Встреча с Рахметовым происходит «в одной из трех комнат маленькой дачи на Каменном острове».

Семья профессора Кирсанова живет на Сергиевской улице. Мерцаловы и Полозовы-Бьюмонты живут недалеко.

Пикник за городом с дамой в черном, а позднее в «розовом», «Пассаж», гостиница около Московского вокзала, завод Полозова на окраине — это все петербургские реалии романа.

То, что Чернышевский изобразил как возможную реальность — мастерские Веры Павловны — нашло освещение в романе Стебницкого (Лескова) «Некуда», в истории коммуны «углекислых фей» и «общежития архаровцев», прообразом которого служила знаменитая коммуна Слепцова.

Автор: ученый-методист, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Тереза Георгиевна Браже. (Источник: Даринский А.В и др. «Санкт-Петербург 1703-1917». С 304-306. Фирма «Глагол» 2000 г.)

Добавить (отзыв, комментарий)